Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
ДАТА ОБНОВЛЕНИЯ:
АВТОР:

Что такое начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком. Влияние цены на выбор способа закупки

Начальная (максимальная) цена контракта – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя; далее – поставщик) конкурентным способом.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, – это фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком.

Начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по одинаковым правилам (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ)). Для обозначения обоих понятий в настоящем материале используется термин “начальная (максимальная) цена контракта” или сокращение “НМЦК”.

Размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика, а также на срок размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещения об осуществлении закупки.

 

Таблица.

Ограничения НМЦК при различных способах определения поставщика

Способ закупкиОграничение НМЦК
Конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный), в том числе в электронной формеНет ограничений
Электронный аукционНет ограничений
Закрытые способы определения поставщика в том числе в электронной формеНет ограничений
Запрос котировок, в том числе в электронной формеНе должна превышать 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ)
Запрос предложений, в том числе в электронной формеНет ограничений
Закупка у единственного поставщикаНе должна превышать:

– 100 тыс. руб. – при закупках, проводимых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

– 400 тыс. руб. – при закупках, осуществляемых согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ государственными или муниципальными учреждениями культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, государственными или муниципальными образовательными организациями, а также государственными или муниципальными зоопарками, планетариями, парками культуры и отдыха, заповедниками, ботаническими садами, национальными, природными и ландшафтными парками, театрами и некоторыми другими учреждениями;

– 200 тыс. руб. – при закупках лекарственных средств по медицинским показаниям, проводимых в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

– НМЦК, установленную в документации (извещении) о закупке, и (или) цену контракта, предложенную участником, если контракт заключается по результатам признания закупки несостоявшейся и в силу п. п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В остальных случаях, предусмотренных ст. 93 Закона N 44-ФЗ, нет ограничений

Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организацииНе должна превышать 20 млн руб. (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ)

 

 

Таблица.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупкиНМЦКСрок размещения
Открытый конкурс (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс)При любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками (ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ)
Открытый конкурс (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) в электронной формеПри любом размереНе менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 54.2, ч. 4 ст. 56.1, ч. 3 ст. 57.1 Закона N 44-ФЗ)
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ)
3 млн руб. и менееНе менее чем за семь календарных дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 2 ст. 63 Закона N 44-ФЗ)
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 74 Закона N 44-ФЗ)
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 74 Закона N 44-ФЗ)
Запрос котировок в электронной формеПри любом размереНе менее чем за пять рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 82.2 Закона N 44-ФЗ)
Запрос предложений, в том числе в электронной формеПри любом размереНе позднее чем за пять календарных дней до даты проведения такого запроса (ч. 3 ст. 83, ч. 3 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ)

 

 

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Обоснование НМЦК требуется при определении поставщиков конкурентными способами. Кроме того, оно необходимо при закупках у единственного поставщика, для осуществления которых составляется отчет, предусмотренный ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а также при закупках на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Данные правила установлены в ч. 1 ст. 22 названного Закона.

 

[stextbox id=’warning’]

 

Рекомендация. Подготовить обоснование НМЦК целесообразно и в тех случаях, когда оно не является обязательным. Это позволит обеспечить соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 БК РФ.

 

[/stextbox]

При подготовке обоснования НМЦК заказчику стоит совершить следующие действия (п. 2.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (утв. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567); далее – Методические рекомендации):

1) определить потребность в конкретном товаре (работе, услуге);

2) составить описание объекта закупки с учетом ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе установить перечень требований к товарам (работам, услугам) и условия их поставки (выполнения, оказания);

3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, чтобы выявить имеющиеся на рынке товары (работы, услуги), в которых возникла потребность.

4) определить наличие особенностей формирования НМЦК по отдельным видам закупок, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, в частности:

– для отдельных видов, групп товаров (работ, услуг) Правительство РФ вправе установить исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы при расчете НМЦК (ч. 19 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Так, в целях обеспечения государственных нужд Распоряжением от 18.09.2017 N 1995-р определены источники информации для расчета НМЦК на поставку технических средств реабилитации и услуг, которые предусмотрены Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р. Кроме того, не отменено Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 881, принятое на основании ранее действовавшего законодательства. Этим актом утверждены Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования. В п. 3 Правил установлен закрытый перечень источников информации о ценах на медицинское оборудование. Данные Правила не применяются при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Такой вывод следует из Письма Минэкономразвития России от 22.07.2015 N Д28и-2034. Однако в административной практике применяется также противоположный подход (см. Решение Еврейского УФАС России от 27.01.2015 по делу N К-01/05, Решение Тульского УФАС России от 13.08.2014 по делу N 04-07/121-2014). Чтобы избежать спорных ситуаций, заказчику при обосновании НМЦК на отдельные виды медицинского оборудования целесообразно придерживаться указанных Правил;

– в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг) в рамках нормирования в сфере закупок устанавливаются предельные цены (ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). Они применяются при обосновании НМЦК нормативным методом;

– для закупок товаров (работ, услуг), входящих в состав государственного оборонного заказа для обеспечения федеральных нужд, особенности определения НМЦК устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (ч. 21 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

– для закупок работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, особенности определения НМЦК установлены Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ (ч. 21.2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

– особенности определения цены контракта при закупке стандартного жилья у единственного поставщика, который заключил договор на строительство такого жилья в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”, устанавливаются этим Федеральным законом (ч. 21.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

– Правительство РФ вправе определить, в каких сферах деятельности при осуществлении закупок устанавливается порядок расчета НМЦК и какие субъекты уполномочены утверждать такой порядок с учетом положений Закона N 44-ФЗ (ч. 22 ст. 22 данного Закона). Например, Минтранс России утвердил Порядок определения НМЦК при проведении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Приказ от 08.12.2017 N 513, п. 1 Постановления Правительства РФ от 11.10.2016 N 1028), а также разъясняющую этот порядок Методику (Распоряжение Минтранса России от 15.12.2017 N НА-229-р). Если правительство установило указанные сферы и перечень субъектов, Методические рекомендации не применяются;

– по энергосервисным контрактам НМЦК определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год. При ее расчете необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 “О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)” (ч. 3 ст. 108 Закона N 44-ФЗ);

5) выбрать метод определения НМЦК или несколько методов;

6) произвести расчет с учетом выбранного метода или нескольких методов.

Отметим, что в том числе в целях совершенствования методологии определения НМЦК создан специальный информационный ресурс – единый агрегатор торговли (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р). Полагаем, что при необходимости составить обоснование НМЦК заказчик вправе использовать информацию, размещенную на этом ресурсе.

 

 

Составление обоснования начальной (максимальной) цены контракта

После сбора информации, необходимой для определения и обоснования НМЦК, заказчик составляет единый документ, содержащий расчет НМЦК

Форма: произвольная, обоснование НМЦК целесообразно составлять в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям.

Целесообразно указать:

1) основные характеристики объекта закупки;

2) метод (методы) обоснования и определения НМЦК;

3) обоснование использования выбранного метода (методов);

4) реквизиты документов, на основании которых выполнялись расчеты НМЦК;

5) расчет НМЦК;

6) дату подготовки обоснования.

В обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в ЕИС, не указываются наименования поставщиков, представивших соответствующую информацию (п. 2.1 Методических рекомендаций).

Приложение: используемые источники информации.

Кто составляет (подписывает): работник контрактной службы или контрактный управляющий.

Дата составления (подписания): до даты включения НМЦК в план-график. Это следует из п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ.

Размещение: в ЕИС.

Дата размещения: одновременно с размещением плана-графика. Это связано с тем, что к плану-графику нужно прилагать обоснование закупки, содержащее в том числе обоснование НМЦК (п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, п. 13 Требований к формированию планов-графиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554). Обоснование закупки составляется по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555. При планировании закупок у единственного поставщика на основании п. п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ потребуется обосновать их годовой объем (п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555).

 

 

Выбор метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта

После определения потребности в товарах (работах, услугах) для расчета НМЦК необходимо произвести ее обоснование, используя методы, перечисленные в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

Основным является метод сопоставимых рыночных цен. Применение нормативного, тарифного, проектно-сметного, затратного методов допускается только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

 

Таблица.

Ситуации, в которых можно использовать методы расчета НМЦК, отличные от метода сопоставимых рыночных цен

СитуацияМетод
Цены подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актамиТарифный метод (ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ)
Планируется проведение строительных, ремонтных работ, реконструкции, некоторых работ по сохранению объектов культурного наследияПроектно-сметный метод (ч. 9 и 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ)
Невозможно применить метод сопоставимых рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно- сметный методыЗатратный метод (ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ)

 

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обосновании НМЦК заказчик обязан пояснить невозможность применения перечисленных выше методов (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Рекомендации по обоснованию и применению иных методов могут быть установлены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч. 20.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Если такие рекомендации утверждены, то применять их заказчик может при закупках для нужд субъекта РФ.

 

 

Метод сопоставимых рыночных цен (приоритетный метод) для расчета начальной (максимальной) цены контракта

Метод сопоставимых рыночных цен заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных (при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг), которые планируются к закупке (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

В целях определения НМЦК данным методом рекомендуется использовать не менее трех вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками (п. 3.19 Методических рекомендаций). Ограничений по использованию полученных вариантов цен в Методических рекомендациях нет. Следовательно, можно использовать минимальные цены. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России.

Добавим, что НМЦК, определенная методом сопоставимых рыночных цен, может превысить лимиты бюджетных обязательств. Однако заключаться и оплачиваться контракты должны в пределах таких лимитов (п. 2 ст. 72 БК РФ). Чтобы избежать нарушения, рекомендуем указать в документации НМЦК, соответствующую лимитам (см., например, Письмо Минфина России от 08.09.2017 N 24-01-09/58179).

 

Таблица.

Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг)

Группа товаров (работ, услуг)ПризнакиОсобенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. 3.5.1 Методических рекомендаций)Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики)При определении идентичности могут учитываться:

– страна происхождения;

– производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги (ч. 13 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. 3.5.2 Методических рекомендаций)Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходовИдентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными (ч. 14 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. 3.6.1 Методических рекомендаций)Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемымиПри определении однородности товаров учитываются:

– качество;

– страна происхождения;

– репутация на рынке

Однородные работы (услуги), не являющиеся идентичными (ч. 15 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. 3.6.2 Методических рекомендаций)Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемымиПри определении однородности работ (услуг) учитываются:

– качество;

– репутация на рынке;

– вид и объем;

– уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

 

При применении данного метода используются (ч. 4 и 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ):

1) общедоступная информация о рыночных ценах товаров (работ, услуг) в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ;

2) информация о ценах товаров (работ, услуг), полученная по запросу заказчика от поставщиков, осуществляющих поставки идентичных товаров (работ, услуг), планируемых к закупке, а при их отсутствии – однородных товаров (работ, услуг);

3) информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров (работ, услуг) в ЕИС;

4) обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен товаров (работ, услуг) с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем).

 

 

К общедоступной информации о ценах, которая может быть использована для определения НМЦК, относятся в том числе (ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ):

1) информация о ценах, содержащаяся в контрактах (www.zakupki.gov.ru).

Необходимо использовать информацию, содержащуюся в исполненных контрактах, по которым отсутствует взыскание неустойки (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;

2) сведения о ценах, содержащиеся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

3) информация о котировках на российских, иностранных биржах и на электронных площадках;

4) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров (работ, услуг);

5) информация о ценах, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

6) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;

7) данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен.

Минфин России с учетом п. 2 ст. 437, п. 1 ст. 497 ГК РФ отметил, что для обоснования НМЦК могут использоваться данные из прайс-листов, скриншоты с сайта в сети Интернет, если такая информация соответствует ст. 22 Закона N 44-ФЗ (Письмо от 08.12.2017 N 24-01-07/82071).

Для заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, прямо установлено право использовать данные интернет-сайтов и иную общедоступную информацию о цене дополнительно к информации, предусмотренной ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (пп. “г” п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 556).

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

1) изучить рынок с целью определения товаров (работ, услуг), наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке;

2) выявить товары (работы, услуги), идентичные объекту закупки, при их отсутствии – однородные товары (работы, услуги);

3) направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.

В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации (п. 3.10 Методических рекомендаций);

4) разместить запрос в ЕИС;

5) осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов.

При этом необходимо использовать только контракты, которые исполнены и по которым не взыскивалась неустойка в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

6) провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации;

7) отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.

При этом не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию (п. 3.13 Методических рекомендаций):

– предоставленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков;

– полученную из анонимных источников;

– не соответствующую требованиям, предъявляемым заказчиком к содержанию документов, которые должны поступать от поставщиков;

– не содержащую расчет цен товаров (работ, услуг);

8) провести в случае необходимости корректировку выявленных цен товаров (работ, услуг);

9) проверить однородность ценовой информации.

 

 

Запрос ценовой информации

Запрос ценовой информации является одним из способов получения информации о ценах товаров (работ, услуг), необходимой для обоснования НМЦК (ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. 3.10 Методических рекомендаций).

Такой запрос рекомендуется направлять не менее чем пяти поставщикам (при их наличии), имевшим за последние три года опыт выполнения аналогичных контрактов, по которым с поставщика не взыскивалась неустойка (п. 3.9 Методических рекомендаций).

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

Целесообразно указать:

1) наименование заказчика;

2) описание объекта закупки с учетом ст. 33 Закона N 44-ФЗ (включая указание на единицу измерения), в том числе перечень требований к товарам (работам, услугам) (п. 3.10.1 Методических рекомендаций).

3) перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара (работы, услуги), предлагаемого поставщиком (п. 3.10.2 Методических рекомендаций);

4) основные условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая требования к порядку поставки товаров (выполнению работ, оказанию услуг), порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара (работы, услуги) и (или) объему предоставления гарантий качества (п. 3.10.3 Методических рекомендаций);

5) количество товара, объем работ (услуг) (п. 3.10.1 Методических рекомендаций);

6) ориентировочные сроки проведения закупки (п. 3.10.3 Методических рекомендаций);

7) сроки предоставления ценовой информации (п. 3.10.4 Методических рекомендаций);

8) информацию о том, что сбор сведений не влечет возникновения каких-либо обязательств заказчика (п. 3.10.5 Методических рекомендаций);

9) сведения о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара (работы, услуги) и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, а также срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров (работ, услуг) (п. 3.10.6 Методических рекомендаций).

Запрос, который направляется поставщикам, по содержанию идентичен запросу, размещаемому в ЕИС (п. 3.11 Методических рекомендаций).

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с отраслевыми подразделениями.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Размещение (направление): запрос размещается в ЕИС и направляется потенциальным поставщикам.

Дата размещения (направления): не установлена Законом N 44-ФЗ.

Рекомендация. Желательно направить (разместить) запрос о предоставлении ценовой информации заранее (ориентировочно за полтора месяца до предполагаемой даты утверждения плана-графика).

 

 

Корректировка и проверка однородности цен товаров (работ, услуг), полученных при применении метода сопоставимых рыночных цен

После получения информации о ценах товаров (работ, услуг) заказчику рекомендуется их скорректировать и проверить однородность.

Для осуществления корректировки цен заказчику рекомендуется следующее.

  1. Привести данные цены в соответствие с коммерческими и финансовыми условиями поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), сопоставимыми с условиями планируемой закупки, с помощью коэффициентов или индексов для перерасчета цен товаров (работ, услуг). Перечень и значимость коэффициентов определяются, в частности, на основании результатов анализа исполненных в интересах заказчика контрактов (п. п. 3.14, 3.17 Методических рекомендаций).

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) признаются сопоставимыми, если различия между этими условиями не оказывают существенного влияния на результаты или могут быть учтены с применением соответствующих корректировок (ч. 16 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Такими условиями могут быть:

– срок исполнения контракта;

– количество товара, объем работ, услуг;

– наличие и размер аванса по контракту;

– место поставки;

– срок и объем гарантии качества;

– изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг), обусловленное изменением удельного веса различных позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;

– дополнительная номенклатура (комплектация) – появление новых (или исключение предусмотренных ранее) позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;

– размер обеспечения исполнения контракта;

– срок формирования ценовой информации;

– изменение в налогообложении;

– масштабность выполнения работ, оказания услуг;

– изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);

– изменение таможенных пошлин.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Например, следует учитывать порядок и условия расчетов, которые планируется установить в контракте, и соответствующие положения контрактов, информация о которых используется для определения НМЦК. В контракте может быть предусмотрена отсрочка либо рассрочка оплаты товаров, работ или услуг на условиях коммерческого кредита (ст. 823 ГК РФ). Такое условие приводит к фактическому увеличению цены, поскольку влечет дополнительные расходы в виде процентов за пользование кредитом и иных платежей, установленных в контракте (п. 2 ст. 823, п. 1 ст. 819 ГК РФ).

Если заказчик включит подобное условие в контракт, размер процентной ставки за рассрочку или отсрочку необходимо определять с учетом требований ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Такой вывод сделан в Письме Минфина России от 17.02.2015 N 02-02-09/7180.

Если заказчиком для определения цены направлялся (размещался) запрос ценовой информации, корректировка условий не производится, за исключением случаев, когда ценовая информация получена менее чем за шесть месяцев до периода определения НМЦК (п. 3.22 Методических рекомендаций).

  1. Скорректировать цены, полученные из анализа реестра контрактов, в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка (п. 3.16 Методических рекомендаций).

 

Таблица.

Корректировка цены товаров (работ, услуг) в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка

Способ закупкиКорректировка цены товаров (работ, услуг)
КонкурсУвеличение не более чем на 10%
АукционУвеличение не более чем на 13%
Запрос котировокУвеличение не более чем на 17%
Запрос предложений
Закупка у единственного поставщикаНе корректируется

 

См. также: Как принять участие в запросе котировок в электронной форме по 44-ФЗ

  1. Привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) к текущему уровню цен путем применения коэффициента, который рассчитывается в соответствии с формулой, указанной в п. 3.18 Методических рекомендаций (п. 3.14 Методических рекомендаций).

где: knn – коэффициент для перерасчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;

tф – срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;

t – месяц проведения расчетов НМЦК;

ИПЦt– индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от tф до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики (официальный сайт в сети Интернет www.gks.ru).

 

См. также: Как вести реестр закупок малого объема по Закону N 44-ФЗ

 

Например, заказчик, обосновывая в марте 2018 г. НМЦК по закупке сахарного песка, выявил в реестре контрактов заключенный в июле 2017 г. контракт на закупку 1 500 кг сахарного песка на общую сумму 48 000 руб. Цена составила 32 руб. за 1 кг. Для расчета коэффициента необходимо:

1) на сайте www.gks.ru найти индексы потребительских цен (далее – ИПЦ) на сахар с июля 2017 г. по февраль 2018 г. (http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/Main.htm). В данном случае выявлены (условно) следующие ИПЦ: за июль – 106,8; август – 98; сентябрь – 90,1; октябрь – 93,4; ноябрь – 94,2; декабрь – 98,1; январь – 99,1; февраль – 99,4;

2) рассчитать коэффициент:

100 + (106,8ипц – 100) + (98ипц – 100) + (90,1ипц – 100) + (93,4ипц – 100) + (94,2ипц – 100) + (98,1ипц – 100) + (99,1ипц – 100) + (99,4ипц – 100) = 79.1,

79,1 / 100 = 0,791.

Таким образом, коэффициент для перерасчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен равен 0,791.

  1. В целях определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете НМЦК, заказчику рекомендуется определить коэффициент вариации (п. 3.20 Методических рекомендаций). Если коэффициент вариации цены превышает 33%, то совокупность значений, используемых в расчете, считается неоднородной. В этом случае целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах (п. 3.20.2 Методических рекомендаций).

Коэффициент вариации рассчитывается по формуле, указанной в п. 3.20 Методических рекомендаций:

,

где: V – коэффициент вариации;

– среднее квадратичное отклонение;

цi – цена единицы товара (работы, услуги), указанная в источнике с номером i;

<ц> – средняя арифметическая величина цены единицы товара (работы, услуги);

n – количество значений, используемых в расчете.

Например, заказчик обосновывает НМЦК по закупке принтеров. Предположим, что по результатам анализа рынка выявлены четыре варианта цены на идентичные принтеры. Первая цена принтера (за единицу товара) составляет 2500 руб., вторая – 2800 руб., третья – 2600 руб., четвертая – 2450 руб. Коэффициент вариации определяется следующим образом:

1) определяем среднее арифметическое цен:

(2500(ц1) + 2800(ц2) + 2600(ц3) + 2450(ц4)) / 4 = 2587,5;

2) рассчитываем среднее квадратичное отклонение:

(2500(ц1) – 2587,5)2 + (2800(ц2) – 2587,5)2 + (2600(ц3) – 2587,5)2 + (2450(ц4) – 2587,5)2 = 71 875,

71875 / (4(кол-во цен) – 1) = 23 958.

Корень из 23 958 равняется 155;

3) определяем коэффициент вариации:

(155 / 2587,5) x 100 = 6%.

Таким образом, значение коэффициента не превышает 33%, совокупность ценовых значений является однородной.

 

 

Нормативный метод расчета начальной (максимальной) цены контракта

Согласно ч. 7 ст. 22 Закона N 44-ФЗ нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основе предельных цен товаров (работ, услуг). Предельные цены устанавливаются в соответствии с положениями ст. 19 Закона N 44-ФЗ о нормировании в сфере закупок.

Так, Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 утверждены Правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров (работ, услуг). Согласно п. п. 1, 2 указанных Правил ими должны руководствоваться федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, госкорпорация “Росатом”, госкорпорация “Роскосмос”, наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, устанавливая требования (в том числе предельные цены) к товарам (работам, услугам), которые закупаются данными лицами и подведомственными им заказчиками.

Например, при закупках транспортных средств для должностных лиц категории “руководители” в центральных аппаратах федеральных государственных органов необходимо учитывать соответствующие предельные цены, приведенные в п. п. 5 – 8 Приложения N 2 к названным Правилам.

При применении нормативного метода НМЦК определяется как произведение предельной цены единицы товара (работы, услуги), установленной в рамках нормирования, и количества закупаемого товара (работ, услуг).

Указанный метод может применяться для определения НМЦК совместно с методом сопоставимых рыночных цен. При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода (п. 4.4 Методических рекомендаций).

При применении данного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС (п. 4.3 Методических рекомендаций).

 

 

Тарифный метод расчета начальной (максимальной) цены контракта

Тарифный метод применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров (работ, услуг) подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами (ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). В частности, осуществляется государственное регулирование цен (тарифов):

1) на деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения (ч. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ), теплоснабжения (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ), электроэнергетики (п. п. 3, 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ);

2) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637.

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, закупки, поставки или продажа которых осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с законодательством РФ (п. 5.1 Методических рекомендаций). К таким товарам относится, например, алкогольная продукция (п. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

При применении тарифного метода НМЦК определяется путем умножения установленной цены (тарифа) за единицу товара (работ, услуг) на количество закупаемого товара (работ, услуг) (п. 5.2 Методических рекомендаций).

 

 

Проектно-сметный метод расчета начальной (максимальной) цены контракта

Проектно-сметный метод используется при определении НМЦК в следующих случаях:

1) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства (ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора (ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

3) текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Этот метод используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

 

При применении данного метода используются:

1) проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ (п. 6.1 Методических рекомендаций).

При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства необходимо руководствоваться положениями Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя России от 29.12.2016 N 1028/пр (п. 1.5 данной Методики);

2) сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определяемых Минэкономразвития России в рамках разработки прогноза социально-экономического развития РФ;

3) Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427).

Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета (п. 6.2 Методических рекомендаций);

4) информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (далее – ФАИП) (п. 6.3 Методических рекомендаций).

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости (п. 6.4 Методических рекомендаций).

 

 

Затратный метод расчета начальной (максимальной) цены контракта

Затратный метод используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.

Данный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг), расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты (ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Информация о прибыли может быть получена следующим образом (ч. 11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ):

– исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;

– на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

 

 

 

Расчет начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с выбранным методом обоснования

Обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета такой цены с приложением справочной информации, документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет (п. 2.1 Методических рекомендаций).

НМЦК определяется на основании полученных сведений о ценах товаров (работ, услуг) исходя из выбранного метода (методов) обоснования.

Правила и формулы расчета НМЦК приведены в Методических рекомендациях.

 

Таблица.

Расчет НМЦК в зависимости от выбранного метода ее обоснования

Метод обоснованияРасчет НМЦК
Сопоставимых рыночных ценРассчитывается по формуле, указанной в п. 3.21 Методических рекомендаций:

 

,

 

где:

НМЦКрын – НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v – количество (объем) закупаемого товара (работ, услуг);

n – количество значений, используемых в расчете;

i – номер источника ценовой информации;

цi – цена единицы товара (работы, услуги), представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов). Пример расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен с использованием общедоступной ценовой информации, которая содержится в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведен в Приложении N 3 к Методическим рекомендациям

НормативныйРассчитывается по формуле, указанной в п. 4.2 Методических рекомендаций:

 

НМЦКнорм = vцпред,

 

где:

НМЦКнорм – НМЦК, определяемая нормативным методом;

v – количество (объем) закупаемого товара (работ, услуг);

цпред – предельная цена единицы товара (работы, услуги), установленная в рамках нормирования в сфере закупок

ТарифныйРассчитывается по формуле, указанной в п. 5.2 Методических рекомендаций:

 

НМЦКтариф = vцтариф,

 

где:

НМЦКтариф – НМЦК, определяемая тарифным методом;

v – количество (объем) закупаемого товара (работ, услуг);

цтариф – цена (тариф) единицы товара (работы, услуги), предусмотренная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом

Проектно-сметныйРассчитывается по правилам, установленным в разд. 6 Методических рекомендаций
ЗатратныйРассчитывается по правилам, установленным в разд. 7 Методических рекомендаций.

Пример расчета приведен в Приложении N 4 к Методическим рекомендациям

 

Если в рамках одной закупки (одного лота) предполагается закупка технологически и функционально связанных товаров (работ, услуг), то НМЦК может быть рассчитана на основании информации о цене всего объекта закупки (лота) либо как сумма цен всех включенных в объект закупки (в один лот) товаров (работ, услуг), которые определяются в соответствии с Методическими рекомендациями (п. 1.9 Методических рекомендаций).

[stextbox id=’info’]

 

СИТУАЦИЯ: НМЦК, рассчитанная с использованием установленных методов, превысила лимиты бюджетных обязательств. Вправе ли заказчик указать такую цену в документации о закупке?

Ответ: Нет, не вправе. НМЦК должна быть снижена до размера лимита бюджетного обязательства.

Обоснование: Если установленная в документации НМЦК превысит лимиты бюджетных обязательств, действия заказчика могут быть признаны нарушением п. 2 ст. 72 БК РФ, согласно которому контракты заключаются и оплачиваются в пределах таких лимитов. Данной позиции придерживается и Минфин России (Письмо от 08.09.2017 N 24-01-09/58179).

 

[/stextbox]

 

Указание начальной (максимальной) цены контракта в плане-графике, закупочной документации

Указание начальной (максимальной) цены контракта в плане-графике

Заказчик обязан указать в плане-графике НМЦК (п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Примечание. В план-график необходимо включать НМЦК, сформированную в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ (абз. 4 пп. “ж” п. 1 Требований к форме плана-графика, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, абз. 4 пп. “и” п. 1 Требований к форме плана-графика, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554).

 

 

Таблица.

Порядок указания НМЦК в плане-графике в определенных случаях

СлучайПорядок указания НМЦК
Период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-графикУказывается НМЦК, а также сумма по годам планового периода, а также общая сумма планируемых платежей за его пределами (абз. 6 пп. “ж” п. 1 Требований к форме плана-графика, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, абз. 6 пп. “и” п. 1 Требований к форме плана-графика, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554)
Невозможно определить объем подлежащих выполнению (оказанию) работ (услуг):

– работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;

– услуг связи;

– юридических услуг;

– медицинских услуг;

– образовательных услуг;

услуг общественного питания;

– услуг переводчика;

– услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;

– гостиничных услуг;

– услуг по проведению оценки

Указывается НМЦК, а также цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги (абз. 4 пп. “ж” п. 1 Требований к форме плана-графика, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, абз. 4 пп. “и” п. 1 Требований к форме плана-графика, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554)
Правительство РФ установило особенности осуществления конкретной закупки и (или) дополнительные условия исполнения контракта в соответствии со ст. 111 Закона N 44-ФЗ, которыми не предусмотрено определение НМЦКПриводится формула цены без указания НМЦК (абз. 4 пп. “ж” п. 1 Требований к форме плана-графика, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, абз. 4 пп. “и” п. 1 Требований к форме плана-графика, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554)

 

 

Указание начальной (максимальной) цены контракта в закупочной документации

При подготовке к проведению конкретной закупки заказчику рекомендуется проверить актуальность:

1) описания объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные и количественные характеристики);

2) цен товаров (работ, услуг), на основании которых рассчитывалась НМЦК, указанная в утвержденном плане-графике размещения заказов. Актуальность данных цен проверяется с использованием методов, перечисленных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

В случае выявления изменений, влияющих на цену товара, работы или услуги, целесообразно составить новое обоснование НМЦК. Если полученная в этом обосновании НМЦК отличается от указанной в плане-графике размещения заказов, в последний необходимо внести соответствующее изменение (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Заказчик включает сведения о НМЦК и ее обоснование в закупочную документацию. При этом необходимо учитывать:

– выбранный способ определения поставщика;

– порядок отражения НМЦК в документации в зависимости от особенностей закупки.

 

Таблица.

Отражение НМЦК и ее обоснования в закупочной документации

Способ определения поставщикаДокументы, в которых указывается НМЦКДокументы, в которых содержится обоснование НМЦК
Конкурс (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс)Извещение о проведении конкурса (п. 1 ч. 3 ст. 49, п. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).

Конкурсная документация (ч. 1 ст. 50, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ)

Конкурсная документация (п. 1 ч. 1 ст. 50, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ)
Конкурс (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) в электронной формеИзвещение о проведении конкурса в электронной форме (ч. 3 ст. 54.2, п. 2 ст. 42, ч. 4 ст. 56.1, ч. 3 ст. 57.1 Закона N 44-ФЗ).

Конкурсная документация (ч. 1 ст. 54.3, ч. 4 ст. 56.1, ч. 3 ст. 57.1 Закона N 44-ФЗ)

Конкурсная документация (п. 1 ч. 1 ст. 54.3, ч. 4 ст. 56.1, ч. 3 ст. 57.1 Закона N 44-ФЗ)
Электронный аукционИзвещение о проведении электронного аукциона (ч. 5 ст. 63, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

Документация об электронном аукционе (ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ)

Документация об электронном аукционе (п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ)
Закрытый конкурс (закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс)Извещение о проведении закрытого конкурса или приглашение принять участие в закрытом конкурсе (ч. 2, 3, 4, 11, 15 ст. 85, п. 1 ч. 3 ст. 49, п. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).

Документация о проведении закрытого конкурса (ч. 2, 11, 15 ст. 85, ч. 1 ст. 50, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ)

Документация о проведении закрытого конкурса (ч. 2, 11, 15 ст. 85, п. 1 ч. 1 ст. 50, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ)
Закрытый конкурс (закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс) в электронной формеИзвещение о проведении закрытого конкурса в электронной форме или приглашение принять участие в таком конкурсе (ч. 3 ст. 84.1, ч. 2, 3, 4, 11, 15 ст. 85, ч. 3 ст. 54.2, п. 2 ст. 42, ч. 4 ст. 56.1, ч. 3 ст. 57.1 Закона N 44-ФЗ).

Документация о проведении закрытого конкурса в электронной форме (ч. 3 ст. 84.1, ч. 2, 11, 15 ст. 85, ч. 1 ст. 54.3, ч. 4 ст. 56.1, ч. 3 ст. 57.1 Закона N 44-ФЗ)

Документация о проведении закрытого конкурса в электронной форме (ч. 3 ст. 84.1, ч. 2, 11, 15 ст. 85, п. 1 ч. 1 ст. 54.3, ч. 4 ст. 56.1, ч. 3 ст. 57.1 Закона N 44-ФЗ)
Закрытый аукционРекомендуем указывать в документации и извещении о проведении закрытого аукциона или приглашении принять участие в закрытом аукционе, хотя включение в них НМЦК ч. 4, 5, 6 ст. 86, ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено.

Также НМЦК отражается в протоколе закрытого аукциона (ч. 8 ст. 90 Закона N 44-ФЗ)

Документация о закрытом аукционе (п. 1 ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ)
Закрытый электронный аукционДокументация о проведении закрытого электронного аукциона (ч. 3 ст. 84.1, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ) (рекомендуем указывать также в извещении или приглашении принять участие в закрытом электронном аукционе, хотя включение в них НМЦК ч. 4, 5, 6 ст. 86 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено).

Также НМЦК отражается в протоколе закрытого аукциона (ч. 3 ст. 84.1, ч. 8 ст. 90 Закона N 44-ФЗ)

Документация о проведении закрытого электронного аукциона (ч. 3 ст. 84.1, п. 1 ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ)
Запрос котировок <*>Извещение о проведении запроса котировок (п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ)
Запрос котировок в электронной формеИзвещение о проведении запроса котировок в электронной форме (п. 2 ч. 2 ст. 82.2, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ)
Запрос предложенийИзвещение о проведении запроса предложений (п. 1 ч. 4 ст. 83, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

Документация о проведении запроса предложений (п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ)

Документация о проведении запроса предложений (п. 2 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ)
Запрос предложений в электронной формеИзвещение о проведении запроса предложений в электронной форме (п. 2 ч. 4 ст. 83.1, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

Документация о проведении запроса предложений в электронной форме (п. 1 ч. 6 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ)

Документация о проведении запроса предложений в электронной форме (п. 2 ч. 6 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ)
Закупка у единственного поставщикаИзвещение об осуществлении закупки у единственного поставщика в случаях, указанных в ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, с учетом п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗОтчет с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком, контракт в случаях, указанных в ч. 3, 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

 

——————————–

<*> НМЦК не требуется указывать в извещении о проведении предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, поскольку п. 1 ч. 5 ст. 80 Закона N 44-ФЗ такого требования не содержит.

 

 

Таблица.

Порядок отражения НМЦК в закупочной документации в зависимости от особенностей закупки

Особенности при проведении закупкиПорядок отражения НМЦК
Планируется закупка по нескольким лотам <*>По каждому лоту указываются НМЦК и ее обоснование (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ)
В конкурсной документации предусмотрена возможность заключить с несколькими участниками контракты, указанные в ч. 10 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, на выполнение двух и более научно-исследовательских работ, составляющих один лот, в отношении одного предмета и с одинаковыми условиями контракта. Указывается количество таких контрактовВ качестве НМЦК указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. Начальная (максимальная) цена всех контрактов должна быть одинаковой. Начальная (максимальная) цена лота должна равняться сумме цен всех контрактов в отношении данного лота (п. 6 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ)
В документации о проведении конкурса в электронной форме предусмотрена возможность заключить с несколькими участниками контракты, указанные в ч. 10 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ, составляющих объект закупки, в отношении одного предмета и с одинаковыми условиями контракта. В документации указывается количество таких контрактовВ качестве НМЦК указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. Начальная (максимальная) цена всех контрактов является одинаковой. Их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов (п. 6 ч. 1 ст. 54.3 Закона N 44-ФЗ)
Совместные конкурсы или аукционыНМЦК каждого заказчика и ее обоснование указываются в соглашении о проведении совместных конкурсов или аукционов (п. 3 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ).

НМЦК указывается также в извещении и документации по общим правилам

 

——————————–

<*> В силу ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ лоты не выделяются при проведении запросов котировок, запросов предложений, электронных процедур и закрытых электронных процедур.

Оригиналы документов, касающихся определения НМЦК (снимки экрана (скриншоты), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования), целесообразно подшивать к документам о закупках (п. 2.1 Методических рекомендаций). Это позволит заказчику подтвердить надлежащее исполнение требований ст. 22 Закона N 44-ФЗ по обоснованию НМЦК.

 

 

Согласование начальной (максимальной) цены контракта при проведении совместной закупки

Заказчики вправе провести совместный конкурс или аукцион, если они закупают одни и те же товары (работы, услуги) (ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ). Для этого они заключают соглашение о проведении закупки, в котором каждый заказчик должен привести НМЦК и ее обоснование (п. 3 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ).

Согласование НМЦК целесообразно осуществить перед подписанием соглашения о проведении совместной закупки, а именно за один рабочий день до его заключения.

 

Протокол согласования начальной (максимальной) цены контракта при проведении совместной закупки

Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика составлять протокол согласования НМЦК. Вместе с тем, как показывает практика делового оборота, данный документ является приложением к соглашению о проведении совместной закупки.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

Целесообразно указать:

1) наименования заказчиков;

2) наименование закупки;

3) размер НМЦК и ее обоснование по закупке у каждого заказчика;

4) сумму НМЦК всех заказчиков.

Полученная сумма НМЦК должна указываться также в извещении об осуществлении закупки, закупочной документации, приглашении принять участие в закрытом конкурсе или аукционе (пп. “б” п. 6 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088).

Кто заполняет: работник контрактной службы (контрактный управляющий) одного из заказчиков.

На практике протокол заполняется представителем заказчика – организатора совместной закупки.

Кто подписывает: руководитель или иное уполномоченное лицо каждого заказчика.

Дата подписания: день заключения соглашения о проведении совместной закупки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему

Email - [email protected]