Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) предусматривает создание заказчиком контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Это делается для того, чтобы обеспечить планирование и осуществление государственных закупок товаров, работ, услуг.
Контрактная служба – это объединенная общим руководством (руководителем контрактной службы) совокупность должностных лиц заказчика, выполняющих на постоянной основе функции по осуществлению всех закупок. Указанные лица могут быть объединены в одно структурное подразделение или состоять в разных подразделениях (ч. 1 и 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Контрактный управляющий – должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Выбор между контрактной службой и контрактным управляющим
Контрактную службу должны создавать заказчики, чей совокупный годовой объем закупок (далее – СГОЗ) превышает 100 млн руб. (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик, совокупный годовой объем закупок которого не превышает указанной суммы, обязан по своему выбору либо назначить контрактного управляющего, либо создать контрактную службу (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
При решении вопроса о необходимости создать контрактную службу нужно определить СГОЗ. Он должен включать весь объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, утвержденный на год (п. 16 ст. 3 данного Закона).
СИТУАЦИЯ: Бюджетное учреждение осуществляет закупки на сумму 110 млн руб. в год, половину которых – в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. Нужно ли создавать контрактную службу в таком бюджетном учреждении?
Ответ: В данном случае создание контрактной службы является правом заказчика. Если это право не реализуется, необходимо назначить контрактного управляющего.
Обоснование: Создать контрактную службу обязаны заказчики, чей совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) превышает 100 млн руб. (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Под СГОЗ понимается общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, утвержденный на финансовый год. В него включается в том числе финансовое обеспечение, предназначенное для оплаты в указанном финансовом году контрактов, которые заключены до его начала. Такое определение дано в п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Исходя из буквального смысла названной нормы при расчете СГОЗ принимаются во внимание только закупки, осуществляемые в порядке применения Закона N 44-ФЗ. Прочие закупки, в том числе проводимые на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, при этом не учитываются.
СИТУАЦИЯ: Должен ли заказчик создавать контрактную службу (назначать контрактного управляющего) при централизованных закупках?
Ответ: Да, должен.
Обоснование: Предусмотрены два способа распределения полномочий между заказчиками и уполномоченными ими на проведение закупок органами государственной власти, местного самоуправления или казенным учреждением при централизованных закупках (ст. 26 Закона N 44-ФЗ):
1) уполномоченному органу или учреждению передаются полномочия на определение поставщиков, за исключением полномочий на подписание контракта (ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);
2) уполномоченному органу или учреждению передаются функции по планированию закупок, определению поставщиков, заключению государственных контрактов, их исполнению, в том числе по приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечению их оплаты (ч. 2 и 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из положений ч. 5 ст. 38 Закона N 44-ФЗ при централизации закупок первым способом контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет полномочия, не переданные уполномоченному органу или учреждению.
Норм, освобождающих заказчика от обязанности создавать контрактную службу (назначать контрактного управляющего) в случае централизации закупок вторым способом, Закон N 44-ФЗ не содержит.
Вместе с тем в число полномочий, передача которых предусмотрена при централизованных закупках, не включены отдельные функции контрактной службы (контрактного управляющего). К ним относятся, например (п. 5 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ):
– участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков;
– подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы.
Таким образом, при централизации закупок заказчики должны создавать контрактную службу (назначать контрактного управляющего) для реализации функций, не переданных уполномоченному органу или учреждению.
Требования к формированию контрактной службы и определению порядка ее работы
Способы создания, состав (структура) и численность контрактной службы
Общие требования к контрактной службе в настоящее время определены Законом N 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (далее – Типовое положение).
Контрактная служба может быть создана как путем формирования специального структурного подразделения, так и без образования такового (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В последнем случае заказчик должен утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы (пп. 2 п. 6 Типового положения).
Заказчик самостоятельно утверждает структуру и определяет численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения).
Независимо от того, в какой форме создается контрактная служба, заказчик должен назначить ее руководителя (п. 9 Типового положения). Если контрактная служба создается в форме отдельного структурного подразделения, ее возглавляет руководитель этого подразделения. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель заказчика или один из его заместителей.
Требования к образованию сотрудников контрактной службы
В ст. 9 Закона N 44-ФЗ установлен принцип профессионализма заказчика, заключающийся в том, что к деятельности по осуществлению закупок привлекаются квалифицированные специалисты, обладающие теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Исходя из данного принципа определены обязательные требования к уровню образования сотрудников контрактной службы. Эти требования разъяснены в Письме Минэкономразвития России от 23.09.2013 N Д28и-1070.
Таблица. Требования к образованию сотрудников контрактной службы
Обоснование | Необходимый уровень образования |
Часть 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ | Высшее профессиональное образование в сфере закупок |
Профессиональное образование в любой сфере и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок |
Ограничения для лиц, связанных с руководителем контрактной службы
Законом N 44-ФЗ установлены следующие ограничения для некоторых категорий лиц, связанных с руководителем контрактной службы.
- Лицо не может быть привлечено к проведению экспертизы, предусмотренной при осуществлении закупок, если является близким родственником, усыновителем или усыновленным руководителя контрактной службы (пп. “в” ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).
- Лицо подлежит отстранению от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя (далее – поставщик), контракт с ним не может быть заключен при наличии конфликта интересов. Такой конфликт имеет место, если выгодоприобретатель, единоличный исполнительный орган, член коллегиального исполнительного органа, руководитель либо иной орган управления юридического лица – участника закупки, физическое лицо – участник закупки состоит в браке с руководителем контрактной службы или является его близким родственником, усыновителем или усыновленным (п. 9 ч. 1 и ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Как разъяснил Верховный Суд РФ, конфликт интересов может быть связан не только с руководителями, перечисленными в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и с иными должностными лицами заказчика. Конфликт возникает, если сотрудник заказчика непосредственно участвует в осуществлении закупки и его полномочия аналогичны полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и ее результат (п. 3 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016).
Заказчик также вправе установить требование о том, что руководитель контрактной службы и ее сотрудники не могут быть членами комиссии по осуществлению его закупок (п. 8 Типового положения).
См. также: Создание комиссии по закупкам в рамках Закона N 44-ФЗ
Приказ о создании контрактной службы
Законом N 44-ФЗ не установлена форма принятия решения о создании контрактной службы. На практике оно оформляется в виде приказа.
Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
Целесообразно указать:
1) фамилию, имя, отчество, должность руководителя контрактной службы;
2) структурное подразделение, на которое возлагаются функции контрактной службы, или фамилии, имена, отчества, должности сотрудников контрактной службы;
3) срок подготовки руководителем контрактной службы документов (должностных регламентов, инструкций и т.п.), определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).
Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором СГОЗ заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, – не позднее даты доведения до него соответствующего решения. Это следует из ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.
Положение о контрактной службе
Заказчик обязан разработать на основании Типового положения и утвердить положение (регламент) о контрактной службе (ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Форма: письменная (на бумажном носителе).
Обязательно указать:
1) принципы создания и функционирования контрактной службы;
2) форму создания контрактной службы (с образованием структурного подразделения или без образования такового);
3) функции и полномочия контрактной службы;
Продолжение списка:
4) полномочия руководителя контрактной службы;
5) порядок работы и взаимодействия контрактной службы с другими структурными подразделениями и комиссией (комиссиями) по осуществлению закупок;
6) ответственность сотрудников контрактной службы.
Кто составляет: руководитель контрактной службы или иное уполномоченное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Срок утверждения: не позднее даты принятия решения о создании контрактной службы.
Должностная инструкция или регламент руководителя контрактной службы
Основные полномочия руководителя контрактной службы определяются в утверждаемом заказчиком положении (регламенте) о контрактной службе. Заказчик может детализировать эти полномочия в должностном регламенте (инструкции).
Документ, регламентирующий деятельность руководителя контрактной службы, может быть оформлен следующим образом.
Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
Целесообразно указать:
1) наименование должности;
2) информацию о том, что сотрудник является руководителем контрактной службы;
3) непосредственного руководителя (порядок подчинения);
4) требования к образованию (иные квалификационные требования при их наличии);
Продолжение списка:
5) требования к знанию законодательства;
6) конкретные полномочия по осуществлению закупок с учетом распределения функциональных обязанностей;
7) права и обязанности;
8) ответственность.
Кто составляет: сотрудник кадровой службы или иное уполномоченное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Срок утверждения: к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их.
Должностная инструкция или регламент сотрудника (специалиста) контрактной службы
Руководителю контрактной службы необходимо определить должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).
Функции и полномочия каждого сотрудника контрактной службы необходимо определить в трудовом договоре, должностной инструкции или должностном регламенте.
Должностная инструкция (регламент) может быть оформлена следующим образом.
Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
Целесообразно указать:
1) наименование должности;
2) информацию о том, что сотрудник является сотрудником контрактной службы;
3) непосредственного руководителя (порядок подчинения);
4) структурное подразделение (если контрактная служба создается без образования структурного подразделения);
5) требования к образованию (иные квалификационные требования при их наличии);
Продолжение списка:
6) требования к знанию законодательства;
7) конкретные полномочия по осуществлению закупок с учетом распределения функциональных обязанностей;
8) права и обязанности;
9) ответственность.
Кто составляет: руководитель контрактной службы или иное уполномоченное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Срок утверждения: к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их.
Назначение контрактного управляющего и определение порядка его работы
Требования к контрактному управляющему. Образование контрактного управляющего
Контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Требования к образованию контрактного управляющего аналогичны требованиям к образованию сотрудников контрактной службы.
Заказчик вправе возложить на контрактного управляющего полномочия по проведению одной или нескольких закупок (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, общее количество контрактных управляющих заказчик определяет сам.
Рекомендация. Нецелесообразно назначать отдельного контрактного управляющего для каждой закупки. Контрактные управляющие обеспечивают осуществление закупок, в том числе исполнение контрактов, а значит, и приемку товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 3, п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим наиболее эффективно сгруппировать закупки по видам товаров (работ, услуг) и назначать для закупок каждого вида одного контрактного управляющего с учетом наличия у него специальных знаний в соответствующей сфере (автомобили, компьютерная техника, строительство и т.п.).
При наличии нескольких контрактных управляющих заказчику следует решить вопросы координации их действий в целях выполнения ими общих функций по организации закупок. В частности, такая координация требуется для формирования и внесения изменений в план-график (ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
В отношении лиц, связанных с контрактным управляющим, Законом N 44-ФЗ установлены те же ограничения, что и в отношении лиц, связанных с руководителем контрактной службы.
СИТУАЦИЯ: Правомерны ли действия заказчика, который возложил ответственность за осуществление всех своих закупок на одного контрактного управляющего?
Ответ: Да, правомерны.
Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ количество закупок, за которые может нести ответственность контрактный управляющий, не ограничено.
Следовательно, заказчик может назначить как одного контрактного управляющего для всех закупок, так и нескольких контрактных управляющих, ответственных за часть закупок заказчика, или отдельных контрактных управляющих для каждой из закупок.
Приказ о назначении контрактного управляющего
Законом N 44-ФЗ не определена форма принятия решения о назначении контрактного управляющего. Целесообразно оформить такое решение в виде приказа.
Приказ о назначении контрактного управляющего, ответственного за одну или несколько определенных закупок, может быть оформлен следующим образом.
Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
Целесообразно указать:
1) фамилию, имя, отчество, должность контрактного управляющего;
2) закупку, за осуществление которой отвечает контрактный управляющий;
3) сроки совершения отдельных действий, например подготовки и размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещений об осуществлении закупки, документации о закупке.
Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Срок утверждения: заблаговременно до планируемой даты осуществления закупки с учетом времени, необходимого для подготовки извещения и документации о закупке.
Приказ о назначении контрактного управляющего, ответственного за все закупки, может быть оформлен следующим образом.
Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
Целесообразно указать:
1) фамилию, имя, отчество, должность контрактного управляющего;
2) информацию о том, что контрактный управляющий отвечает за осуществление всех закупок заказчика.
Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Дата утверждения: к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их.
Должностная инструкция контрактного управляющего (положение о контрактном управляющем)
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает обязанности заказчика утверждать какие-либо документы, регламентирующие деятельность контрактного управляющего.
Вместе с тем при приеме на работу (службу) сотрудника, на которого на постоянной основе возлагаются обязанности контрактного управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчик должен учитывать требования законодательства о труде или о соответствующем виде государственной или муниципальной службы. Следовательно, заказчику необходимо определить функции и полномочия контрактного управляющего в трудовом договоре, должностной инструкции или должностном регламенте.
Должностная инструкция (регламент) контрактного управляющего, ответственного за все закупки, может быть оформлена следующим образом.
Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
Целесообразно указать:
1) наименование должности;
2) информацию о том, что сотрудник является контрактным управляющим и отвечает за осуществление всех закупок заказчика;
3) непосредственного руководителя (порядок подчинения);
4) структурное подразделение;
5) требования к образованию (иные квалификационные требования при их наличии);
Продолжение списка:
6) требования к знанию законодательства;
7) полномочия по осуществлению закупок;
8) права и обязанности;
9) ответственность.
Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Дата утверждения: к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их.
Рекомендация. В дополнение к должностной инструкции (регламенту) заказчику целесообразно разработать документы, определяющие порядок взаимодействия контрактного управляющего с другими сотрудниками и структурными подразделениями, которые задействованы в отдельных процессах при осуществлении закупок, например с бухгалтерией (по вопросам поступления средств в обеспечение заявок и их возврата, оплаты контрактов).
Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего
Основные обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего
Контрактная служба и контрактный управляющий осуществляют следующие основные функции и полномочия:
1) разрабатывают план закупок, подготавливают вносимые в него изменения, размещают указанные документы в ЕИС (п. 1 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);
2) разрабатывают план-график и вносимые в него изменения, размещают указанные документы в ЕИС (п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);
3) подготавливают и размещают в ЕИС извещения, документацию о закупках (при необходимости), подготавливают и направляют приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами (п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);
Продолжение списка:
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов (п. 4 ч. 4 ст. 38 N 44-ФЗ);
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков и подготавливают материалы для выполнения претензионно-исковой работы (п. 5 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);
6) при необходимости организовывают консультации с поставщиками и участвуют в них (п. 6 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);
7) выполняют иные полномочия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 38 данного Закона).
Из данного перечня, а также из целей создания контрактной службы, определенных в п. 2 Типового положении (обеспечение планирования и осуществление закупок), следует, что контрактная служба, контрактный управляющий призваны обеспечивать выполнение всех полномочий заказчика, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Полномочия контрактной службы подробно определены в Типовом положении. Нормативно-правовой акт, детализирующий полномочия контрактного управляющего, отсутствует.
По смыслу ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ контрактный управляющий призван заменять контрактную службу в случаях, когда заказчик не обязан создавать такую службу и не воспользовался правом ее создания. Кроме того, ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ прямо предусмотрено единство функций и полномочий контрактной службы и контрактного управляющего. Это позволяет сделать вывод, что предусмотренные Типовым положением полномочия контрактной службы могут быть в полной мере отнесены к полномочиям контрактного управляющего.
Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при осуществлении закупок
Полномочия контрактной службы (контрактного управляющего) при осуществлении закупок раскрыты в разд. 2 Типового положения. Их можно условно разделить на три подгруппы:
1) полномочия при подготовке к проведению определения поставщиков конкурентными способами;
2) полномочия при проведении определения поставщиков;
3) полномочия при заключении контрактов по результатам определения поставщиков конкурентными способами и контрактов с единственным поставщиком.
Внимание! В настоящее время Типовое положение частично не соответствует Закону N 44-ФЗ. Например, им предусмотрено полномочие контрактной службы проверять правомочность участников закупки (абз. 3 пп. 2 (“ж”) п. 13 Типового положения), в то время как из Закона N 44-ФЗ требование о правомочности участников исключено (пп. “а” п. 8 ст. 1 Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ).
Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при подготовке к проведению определения поставщиков конкурентными способами
При подготовке к проведению определения поставщика контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет в установленных случаях следующие функции:
1) выбирает способ определения поставщика (пп. 2 (“а”) п. 13 Типового положения);
2) уточняет начальную (максимальную) цену контракта и ее обоснование в извещении об осуществлении закупки, приглашениях принять участие в определении поставщика закрытым способом, документации о закупке (пп. 2 (“б”) п. 13 Типового положения);
3) подготавливает извещение, документацию о закупке (за исключением описания объекта закупки), проект контракта, приглашения принять участие в закупке, осуществляемой закрытым способом, изменения в извещение и документацию о закупках (пп. 2 (“г”) п. 13 Типового положения);
Продолжение списка:
4) организует подготовку описания объекта закупки в документации о закупке (пп. 2 (“е”) п. 13 Типового положения);
5) обеспечивает осуществление закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, устанавливает требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа указанных субъектов (пп. 2 (“к”) п. 13 Типового положения);
6) обеспечивает согласование применения закрытых способов определения поставщиков (пп. 2 (“ф”) п. 13 Типового положения);
7) обеспечивает привлечение на основе контракта специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщиков (пп. 2 (“з”) п. 13 Типового положения);
8) привлекает экспертов, экспертные организации (пп. 2 (“у”) п. 13 Типового положения).
Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при проведении определения поставщиков конкурентными способами
При проведении определения поставщика контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет в установленных случаях следующие функции:
1) размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке и проект контракта, протоколы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ (пп. 2 (“л”) п. 13 Типового положения);
2) публикует по решению руководителя контрактной службы (иного уполномоченного лица) извещение об осуществлении закупки в средствах массовой информации или размещает его на сайтах в сети Интернет (пп. 2 (“м”) п. 13 Типового положения);
3) подготавливает и направляет в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке (пп. 2 (“н”) п. 13 Типового положения);
Продолжение списка:
4) обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в закупке (пп. 2 (“о”) п. 13 Типового положения);
5) предоставляет возможность всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в ней, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (пп. 2 (“п”) п. 13 Типового положения);
6) обеспечивает осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке (пп. 2 (“с”) п. 13 Типового положения).
Примечание. На данный момент Типовое положение не учитывает изменения, внесенные в Закон N 44-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ. Подробнее о них см. обзор “Госзакупки: обзор изменений, внесенных Законом N 504-ФЗ”;
7) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок, в том числе обеспечивает проверку соответствия участников требованиям, установленным согласно ст. 31 Закона N 44-ФЗ (пп. 2 (“ж”) п. 13 Типового положения);
8) обеспечивает предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта (пп. 2 (“и”) п. 13 Типового положения);
9) осуществляет подготовку протоколов заседаний комиссии по осуществлению закупок на основании решений, принятых членами этой комиссии (пп. 2 (“д”) п. 13 Типового положения);
10) обеспечивает хранение заявок на участие в закупке и всех документов, оформляемых при определении поставщика, а также аудиозаписей процедур (пп. 2 (“т”) п. 13 Типового положения).
Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при заключении контрактов
При заключении контрактов контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет в установленных случаях следующие функции:
1) обеспечивает заключение контракта (пп. 2 (“ч”) п. 13 Типового положения);
2) обеспечивает направление документов, необходимых для согласования заключения контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшегося определения поставщика (пп. 2 (“х”) п. 13 Типового положения);
3) организует направление в уполномоченный орган информации и документов, необходимых для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта (пп. 2 (“ш”) п. 13 Типового положения);
Продолжение списка:
4) уточняет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (пп. 2 (“в”) п. 13 Типового положения);
5) обосновывает в отчете невозможность или нецелесообразность использовать иные способы определения поставщика, а также цену контракта и другие существенные условия контракта с единственным поставщиком (пп. 2 (“ц”) п. 13 Типового положения);
6) подготавливает извещение о закупке у единственного поставщика (пп. 2 (“г”) п. 13 Типового положения);
7) организует направление в уполномоченный орган документов и сведений, подлежащих включению в реестр контрактов (пп. 3 (“к”) п. 13 Типового положения).
Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при исполнении, изменении, расторжении контрактов
При исполнении, изменении, расторжении контракта контрактная служба (контрактный управляющий) реализует следующие полномочия:
1) обеспечивает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (пп. 3 (“а”) п. 13 Типового положения);
2) организует оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (пп. 3 (“б”) п. 13 Типового положения);
3) взаимодействует с поставщиком при изменении, расторжении контракта, а также при необходимости применить меры ответственности и совершить иные действия в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта (пп. 3 (“в”) п. 13 Типового положения);
Продолжение списка:
4) организует проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, привлекает экспертов, экспертные организации (пп. 3 (“г”) п. 13 Типового положения);
5) в случае необходимости обеспечивает создание приемочной комиссии для приемки товара, работы или услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта (пп. 3 (“д”) п. 13 Типового положения);
6) подготавливает документ о приемке товара, работы или услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта (пп. 3 (“е”) п. 13 Типового положения);
7) размещает в ЕИС отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа исполнения контракта, предусмотренный ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (пп. 3 (“ж”) п. 13 Типового положения);
8) организует направление в уполномоченный орган информации и документов, необходимых для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о лице, контракт с которым расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (пп. 3 (“з”) п. 13 Типового положения);
9) составляет и размещает в ЕИС отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (пп. 3 (“и”) п. 13 Типового положения);
10) организует направление в уполномоченный орган документов и сведений, подлежащих включению в реестр контрактов (пп. 3 (“к”) п. 13 Типового положения).
Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при планировании закупок
Контрактная служба (контрактный управляющий) при планировании закупок наделяется следующими полномочиями:
1) разработка плана закупок, осуществление подготовки изменений для внесения в него, размещение в ЕИС плана закупок и внесенных в него изменений (пп. 1 (“а”) п. 13 Типового положения).
Примечание. Федеральные заказчики размещают в ЕИС план закупок с использованием системы “Электронный бюджет”, а региональные или муниципальные – с помощью местных систем либо непосредственно в ЕИС (п. 6 Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168).
Минфин России указал, что федеральные бюджетные и автономные учреждения должны разместить планы закупок на 2019 финансовый год и плановый период 2020 – 2021 гг. с помощью системы “Электронный бюджет” (Письмо Минфина России от 23.10.2018 N 21-02-04/75903);
2) по решению заказчика размещение плана закупок на сайтах заказчика в сети Интернет (при наличии), а также опубликование их в любых печатных изданиях (пп. 1 (“б”) п. 13 Типового положения);
3) обеспечение подготовки обоснования закупки при формировании плана закупок (пп. 1 (“в”) п. 13 Типового положения);
Продолжение списка:
4) разработка плана-графика, осуществление подготовки изменений для внесения в него, размещение в ЕИС плана-графика и внесенных в него изменений (пп. 1 (“г”) п. 13 Типового положения).
Федеральные заказчики размещают в ЕИС планы-графики закупок с использованием системы “Электронный бюджет”, а региональные или муниципальные – с использованием местных систем либо непосредственно в ЕИС (п. 6 Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168);
5) организация утверждения плана закупок, плана-графика (пп. 1 (“д”) п. 13 Типового положения);
6) определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком при формировании плана-графика закупок (пп. 1 (“е”) п. 13 Типового положения).
Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при работе с планами-графиками
Контрактная служба, контрактный управляющий на основании п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ обеспечивают:
1) разработку плана-графика;
2) подготовку изменений для внесения в план-график (при необходимости внесения изменений в план-график);
3) размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений.
Иные обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего
Контрактная служба или контрактный управляющий осуществляет и другие полномочия, в том числе:
1) организует в случае необходимости консультации с поставщиками и участвует в таких консультациях (пп. 1 п. 14 Типового положения);
2) организует обязательное общественное обсуждение закупки, по результатам которого при необходимости подготавливает изменения для внесения в план закупок, план-график, документацию о закупке или обеспечивает отмену закупки (пп. 2 п. 14 Типового положения);
3) принимает участие в утверждении требований к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчика и размещает такие требования в ЕИС (пп. 3 п. 14 Типового положения). Полагаем, что данная функция относится только к контрактным службам (контрактным управляющим) заказчиков, которые наделены соответствующими полномочиями, например, государственных органов (ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ);
Продолжение списка:
4) участвует в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика, в том числе обжаловании результатов определения поставщика и осуществляет подготовку материалов для осуществления претензионно-исковой работы (п. 5 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ и пп. 4 п. 14 Типового положения);
5) разрабатывает проекты контрактов заказчика (пп. 5 п. 14 Типового положения);
6) осуществляет проверку банковских гарантий, поступивших в качестве обеспечения исполнения контрактов (пп. 6 п. 14 Типового положения);
7) в случае отказа Заказчика в принятии банковской гарантии информирует об этом лицо, предоставившее ее, с указанием причин отказа (пп. 7 п. 14 Типового положения);
8) в установленных случаях организует предъявление требований об уплате денежных сумм по банковским гарантиям (пп. 8 п. 14 Типового положения);
9) организует возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контракта (пп. 9 п. 14 Типового положения).
СИТУАЦИЯ: На кого можно возложить обязанность подготавливать и направлять приглашения принять участие в запросе предложений в электронной форме?
Ответ: Эту обязанность можно возложить на контрактную службу или контрактного управляющего.
Обоснование: Ни Закон N 44-ФЗ, ни Типовое положение, утвержденное Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, не содержат норм, которые бы прямо указывали на то, что совершать такие действия должны контрактная служба или контрактный управляющий. Вместе с тем на них возложена общая обязанность по обеспечению осуществления закупок (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, заказчик вправе уполномочить их подготавливать и направлять приглашения принять участие в запросе предложений в электронной форме согласно ч. 3 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. Соответствующие положения целесообразно включить в документы, регламентирующие деятельность контрактной службы (контрактного управляющего).
Контроль за деятельностью сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего)
Виды контроля за деятельностью сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего)
В отношении деятельности контрактной службы (контрактного управляющего) осуществляются следующие виды контроля:
– контроль в сфере закупок (ст. 99 Закона N 44-ФЗ);
– ведомственный контроль в сфере закупок (ст. 100 Закона N 44-ФЗ);
– общественный контроль за соблюдением требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (ст. 102 Закона N 44-ФЗ).
Должностные лица органов контроля в сфере закупок (п. 1 ч. 27 и ч. 28 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) и ведомственного контроля (п. 12 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89) вправе требовать от сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего):
– представить документы и информацию о закупках;
– дать объяснения в письменной и устной форме.
В рамках общественного контроля общественные объединения и объединения юридических лиц вправе запрашивать у заказчиков информацию об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов (п. 2 ч. 3 ст. 102 Закона N 44-ФЗ).
Обжалование действий (бездействия) сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего)
Участники закупок, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц могут обжаловать действия (бездействие) сотрудников контрактной службы и контрактного управляющего (ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).
В этом случае контрольный орган в сфере закупок вправе запросить информацию и документы, необходимые для рассмотрения жалобы у сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего) (абз. 2 ч. 3 ст. 106 Закона N 44-ФЗ). Последние обязаны представить на рассмотрение жалоб по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика, протоколы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (ч. 5 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).
Напомним, что в полномочия контрактной службы (контрактного управляющего) входит участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщика (п. 5 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ) и об обжаловании действий (бездействия) заказчика (пп. 4 п. 14 Типового положения).
Ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы
Работники контрактной службы (контрактный управляющий), виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут следующие виды ответственности (ч. 1 ст. 107 Закона N 44-ФЗ):
– дисциплинарную;
– гражданско-правовую;
– уголовную.
Административная ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы
Если в ходе плановых и внеплановых проверок или рассмотрения жалобы контрольный орган в сфере закупок выявит нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в отношении сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего) может быть возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 1 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Заказчику может быть выдано:
1) представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
2) обязательное для исполнения предписание об устранении указанных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщика (п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Обеспечить исполнение такого представления или предписания должна контрактная служба (контрактный управляющий), поскольку она наделена полномочиями по обеспечению осуществления закупок (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ контрактные управляющие, сотрудники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены ст. ст. 7.29 – 7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
СИТУАЦИЯ: Можно ли привлечь контрактного управляющего (сотрудника контрактной службы) к административной ответственности за направление проекта контракта участнику закупки, признанному победителем, с нарушением сроков, которые установлены Законом N 44-ФЗ?
Ответ: Контрактного управляющего – можно, сотрудника контрактной службы – можно, если непосредственно на него возложена соответствующая обязанность.
Обоснование: За направление проекта контракта участнику закупки, признанному ее победителем, с нарушением установленных сроков предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ).
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ контрактный управляющий, сотрудник контрактной службы, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Полномочия контрактного управляющего по обеспечению заключения контракта прямо предусмотрены п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ. Следовательно, в должностные обязанности контрактного управляющего входит принятие всех необходимых мер для своевременного направления проекта контракта участнику. Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности контрактный управляющий подлежит административной ответственности.
Контрактная служба также наделена указанным полномочием, однако конкретные должностные обязанности должны быть распределены руководителем между ее сотрудниками (п. 10 Типового положения). Такое распределение должно быть оформлено документально.
Следовательно, сотрудник контрактной службы несет административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение только тех полномочий контрактной службы, выполнение которых возложено непосредственно на него.
СИТУАЦИЯ: Можно ли привлечь контрактного управляющего (сотрудника контрактной службы) к административной ответственности за размещение в ЕИС (на официальном сайте) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе с нарушением установленного срока более чем на два рабочих дня, если это нарушение вызвано исключительно несвоевременным подписанием протокола членами конкурсной комиссии?
Ответ: Нет, нельзя.
Обоснование: В полномочия контрактной службы, контрактного управляющего входит обеспечение осуществления закупок (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ), в том числе размещение в ЕИС протоколов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (пп. 2 (“л”) п. 13 Типового положения).
Вместе с тем подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе отнесено к обязанностям членов конкурсной комиссии (ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ члены комиссий по осуществлению закупок, контрактные управляющие, сотрудники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 – 7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В рассматриваемой ситуации нарушение срока размещения протокола вызвано ненадлежащим исполнением должностных обязанностей членами конкурсной комиссии.
Таким образом, к административной ответственности должны быть привлечены члены конкурсной комиссии, совершившие правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 14 ст. 7.30 КоАП РФ.
Дисциплинарная ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы
Сотрудники контрактной службы (контрактный управляющий) могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за допущенные ими нарушения законодательства, ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Какой-либо особый порядок привлечения данных лиц к дисциплинарной ответственности Законом N 44-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок не установлен. В этом вопросе заказчик должен руководствоваться законодательством о труде и о соответствующих видах государственной и муниципальной службы.
Гражданско-правовая ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы
Законом N 44-ФЗ не предусмотрено каких-либо особенностей привлечения сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего) к гражданско-правовой ответственности за ущерб, причиненный заказчику. Такая ответственность наступает по общим основаниям.
Заказчики, возместившие в соответствии со ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный третьим лицам неправомерными действиями сотрудников контрактной службы (контрактным управляющим), имеют право обратного требования (регресса) к последним на основании п. 1 ст. 1081 ГК РФ. Аналогичное требование может быть предъявлено Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями в случае возмещения такого вреда на основании ст. 1069 ГК РФ за счет соответствующей казны (п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ).
Уголовная ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы
За виновное совершение общественно опасных деяний, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом РФ, наступает уголовная ответственность работников контрактной службы (контрактного управляющего). В частности, ст. 200.4 УК РФ устанавливает ответственность за злоупотребления в сфере закупок.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему Email - [email protected] |