Заказчики и участники закупок

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
ДАТА ОБНОВЛЕНИЯ:
АВТОР:

Заказчики

 

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) устанавливает порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.

В Законе N 44-ФЗ определен перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки согласно требованиям данного Закона (п. п. 5 – 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). К этим лицам относятся государственные и муниципальные заказчики, а также иные юридические лица, которые в отдельных случаях вправе или обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

 

Государственные и муниципальные заказчики

Понятие государственных и муниципальных заказчиков определено в п. п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.

Государственными заказчиками являются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Такие лица перечислены в п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. К ним, в частности, отнесены государственные органы и государственные казенные учреждения.

Муниципальными заказчиками признаются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени муниципального образования и уполномочены принимать от его имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

1) муниципальные органы;

2) муниципальные казенные учреждения.

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе N 44-ФЗ. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2 ст. 1 указанного Закона.

 

СИТУАЦИЯ: Органу предварительного следствия необходимо назначить судебную экспертизу. Нужно ли соблюдать требования Закона N 44-ФЗ при выборе экспертного учреждения?

 

Ответ: Нет, положения Закона N 44-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с привлечением экспертов в ходе уголовного судопроизводства.

Обоснование: Исключения из сферы регулирования Закона N 44-ФЗ установлены в ч. 2 ст. 1 данного Закона. В частности, Закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с назначением адвоката для участия в уголовном судопроизводстве в качестве защитника (п. 4 ч. 2 ст. 1 названного Закона). Для экспертных учреждений (экспертов), привлекаемых для проведения судебной экспертизы, в указанной норме исключений не предусмотрено.

Порядок назначения экспертов в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон N 44-ФЗ для регулирования правоотношений между органами предварительного следствия и назначаемыми экспертами. В соответствии с нормами УПК РФ, в частности, ограничены сроки предварительного следствия, предусмотрена возможность отвода экспертов, а также возможность ходатайствовать о проведении судебной экспертизы в конкретном учреждении.

Кроме того, судебная экспертиза осуществляется в целях защиты прав и законных интересов потерпевших, обвиняемых (подозреваемых). Это не позволяет отнести такие работы (услуги) к сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, нормы Закона N 44-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с привлечением экспертных учреждений (экспертов) для проведения судебной экспертизы. Исходя из указанных оснований можно также сделать вывод, что положения Закона N 44-ФЗ не распространяются на случаи привлечения переводчиков, специалистов или иных участников уголовного судопроизводства. Аналогичные выводы приведены в Письме Минэкономразвития России N 4332-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/7864/14 от 05.03.2014.

 

 

СИТУАЦИЯ: Распространяются ли положения Закона N 44-ФЗ на отношения, связанные с привлечением экспертов и специалистов к участию в арбитражном процессе?

Ответ: Нет, не распространяются.

Обоснование: Арбитражный суд назначает экспертизу по рассматриваемому делу в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ. Нормы Закона N 44-ФЗ при этом не подлежат применению, поскольку не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом. Аналогичным образом осуществляется привлечение специалиста. Данный вывод следует из п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе”.

 

 

СИТУАЦИЯ: Распространяются ли требования Закона N 44-ФЗ на отношения, связанные с уплатой взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме?

Ответ: Нет, не распространяются.

Обоснование: Законом N 44-ФЗ среди прочего регулируются порядок определения поставщиков, заключения гражданско-правовых договоров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, особенности исполнения этих договоров (п. п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 1 названного Закона). При этом согласно п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ поставщики определяются заказчиками в порядке, установленном этим Законом.

Обязанность перечислять взносы на капитальный ремонт возникает в силу закона. Они направляются на формирование фонда капитального ремонта, а не на приобретение товаров (работ, услуг) (ч. 1 ст. 169, ч. 1 ст. 170 ЖК РФ). Вопросы о способе формирования этого фонда и его использовании решаются общим собранием собственников в соответствии с положениями жилищного законодательства (п. п. 1, 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Таким образом, требования Закона N 44-ФЗ на отношения, связанные с уплатой рассматриваемых взносов, не распространяются. Аналогичный вывод содержится в Письмах Минэкономразвития России от 04.09.2015 N Д28и-2573, N Д28и-2574, от 06.08.2015 N Д28и-2261, N ОГ-Д28-10437, от 22.06.2015 N Д28и-1799.

 

Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо:

1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом;

2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям Закона N 223-ФЗ.

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году (ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

 

 

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки

Унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 названного Закона).

В то же время унитарные предприятия вправе проводить закупки по Закону N 223-ФЗ в следующих случаях (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ):

– государственное или муниципальное унитарное предприятие проводит закупку без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

– предприятие осуществляет закупку за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, и субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если грантодатели не определили иные условия;

– в ходе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, предприятию требуется привлечь иных лиц для поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), необходимого для исполнения предусмотренных контрактом обязательств (исключением является исполнение предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– унитарные предприятия, которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р, проводят закупки без использования субсидий из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и (или) на приобретение на территории РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ.

Для осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ заказчику нужно до начала года принять и разместить в ЕИС положение о закупке (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ) <1>.

——————————–

<1> Для осуществления закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в 2018 г. ГУП и МУП вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки до 01.10.2018 (ч. 12 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, ч. 42 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

 

 

Автономные учреждения, осуществляющие закупки

Автономные учреждения являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в следующих случаях:

– закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

– государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

В первом случае к закупкам не применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 15 данного Закона).

 

Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций

Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, выступают заказчиками и осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, при следующих условиях (ч. 5 ст. 15 данного Закона):

– закупка проводится за счет бюджетных инвестиций;

– закупка осуществляется в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.

Регулирующие деятельность заказчика нормы Закона N 44-ФЗ, касаются таких юридических лиц только в пределах, которые предусмотрены договорами об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Минфин России отметил: Закон N 44-ФЗ не обязывает юридических лиц, реализующих названные инвестиционные проекты, планировать закупки (см. Письмо от 21.06.2017 N 24-01-10/38885).

В частности, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности допускается передача полномочий заказчика на основании п. 4 ст. 79 БК РФ.

Право передачи полномочий предоставляется государственным (муниципальным) заказчикам из числа:

– органов государственной власти;

– органов управления государственными внебюджетными фондами;

– органов местного самоуправления.

Полномочия заказчика передаются:

– бюджетным и автономным учреждениям, по отношению к которым органы, осуществляющие передачу полномочий заказчика, являются учредителями;

– государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых названные органы наделены правами собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

Передача прав происходит безвозмездно на основании соглашений. Передавать разрешено полномочия по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов. Типовая форма таких соглашений в случае, когда передаются полномочия по заключению и исполнению госконтрактов от имени РФ при осуществлении бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета в объекты государственной собственности, утверждена Приказом Минфина России от 21.12.2017 N 245н.

Закон N 44-ФЗ не обязывает юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты, предусмотренные ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, планировать закупки (Письмо Минфина России от 21.06.2017 N 24-01-10/38885).

Однако по вопросам реализации полномочий, связанных с исполнением законодательства о контрактной системе, при осуществлении расходов бюджета (бюджетных инвестициях) на цели капитальных вложений Минфин России придерживается иного мнения (Письмо от 21.07.2017 N 09-05-02/47219). В частности, Минфин России считает, что организации, которым переданы полномочия заказчика, должны обеспечивать планирование закупок, определение поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение и исполнение госконтрактов, а также осуществлять иные функции. Подробнее данный вопрос рассмотрен в разделе “Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных ассигнований, субсидий на капитальные вложения (Особенности второй категории)”.

 

Лица, осуществляющие закупки в целях реализации расходов бюджета на капитальные вложения

Обязанности по соблюдению, обеспечению исполнения отдельных функций и требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе, при осуществлении расходов на цели капитальных вложений возлагаются на следующих лиц:

1) лиц, которым предоставляются субсидии на цели капитальных вложений в соответствии с п. 8 ст. 78 БК РФ;

2) лиц, которым переданы полномочия заказчиков при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (п. 4.1 ст. 79 БК РФ). В данном случае объект капитального строительства, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций, подлежит оформлению в собственность РФ.

Особенности первой категории:

Реализация функции по предоставлению субсидии обеспечивается, если в законе (решении) о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий:

– из федерального бюджета;

– бюджета субъекта РФ;

– местного бюджета.

Субсидии предоставляются юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответственно РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Цели предоставления:

– на капитальные вложения в объекты капитального строительства;

– на приобретение объектов недвижимости.

Юридическое лицо, которому предоставлена рассматриваемая субсидия, обязано осуществлять закупки за счет полученных средств в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе.

Следует отметить, что такая обязанность должна быть предусмотрена договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия.

Особенности второй категории:

В соответствии с п. 4.1 ст. 79 БК РФ права на заключение и исполнение госконтрактов могут предоставляться:

– государственным корпорациям (компаниям);

– публично-правовым компаниям.

Права передаются с целью осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, которые будут находиться в государственной собственности, в соответствии с решениями, приведенными в п. п. 2 и 3 ст. 79 БК РФ.

Данное положение распространяется на госконтракты, заключенные от имени государственных органов РФ, субъектов РФ.

Минфин России в Письме от 21.07.2017 N 09-05-02/47219 отметил, что все операции в рамках переданных полномочий госзаказчика осуществляются от лица федерального государственного органа, передавшего данные полномочия, включая:

– представление в орган Федерального казначейства информации и документов, необходимых для открытия органу, передавшему полномочия госзаказчика, лицевого счета, предназначенного для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Казначейства России (утв. Приказом Казначейства России от 17.10.2016 N 21н);

– планирование закупок, определение поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение и исполнение госконтрактов в порядке, определенном Законом N 44-ФЗ;

– формирование в ЕИС информации и документов для включения сведений о госконтракте в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии с Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084);

– представление в орган Казначейства России информации и документов, необходимых для учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета по заключенным госконтрактам, в соответствии с Порядком учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (утв. Приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н);

– представление в орган Казначейства России информации и документов, необходимых для санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета по оплате заключенных госконтрактов, в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (утв. Приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н);

– ведение бюджетного учета, составление и представление органу, передавшему полномочия госзаказчика, бюджетной отчетности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.

 

Участники закупок

Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть:

– любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Исключение составляют юридические лица, которые зарегистрированы в офшорных зонах;

– любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон N 44-ФЗ предусматривает ряд обязательных требований, которым должен соответствовать участник закупки, и преимуществ, которые могут предоставляться отдельным категориям лиц.

 

Требования к участникам закупки

Единые, дополнительные и иные требования к участникам закупки

При осуществлении закупки заказчик устанавливает ко всем ее участникам единые требования, предусмотренные ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. К ним относятся следующие:

1) не проводится ликвидация участника закупки – юридического лица (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке универсального правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ);

2) отсутствует решение арбитражного суда о признании участника закупки (юридического лица либо ИП) несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”). Проверить, признан ли участник банкротом, можно с помощью Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru/).

3) деятельность участника закупки на дату подачи заявки не приостановлена (п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Административное приостановление деятельности – это вид административного наказания, заключающийся во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридических лиц. Также оно может заключаться в прекращении отдельного вида деятельности, деятельности обособленного или структурного подразделения юридического лица, эксплуатации определенных объектов (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности назначается судьями, а за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), – уполномоченными должностными лицами (абз. 3 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ);

4) у участника отсутствуют недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). При этом учитываются недоимки, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Не учитываются при определении размера недоимки, задолженности суммы, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ. Участник закупки считается отвечающим данному требованию, в том числе если он в установленном порядке подал заявление об обжаловании недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято;

5) у участника закупки – физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст. ст. 289 – 291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

6) в отношении участника закупки – физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки не применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью и административное наказание в виде дисквалификации (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Указанные виды уголовного и административного наказания предусмотрены ст. 47 УК РФ и ст. 3.11 КоАП РФ соответственно. При определении соответствия участника данному требованию принимается во внимание наличие факта лишения лица права заниматься деятельностью, связанной с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, которые являются объектом закупки;

7) участник закупки – юридическое лицо в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

8) между участником закупки и заказчиком отсутствует конфликт интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Данное требование распространяется и на случаи, когда контракт заключается с единственным поставщиком – физическим лицом. Такой вывод сделал Минфин России в Письме от 24.07.2017 N 24-05-09/47126.

При проверке соответствия участника данному требованию необходимо принимать во внимание положения Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016. В частности, в Обзоре указано, что конфликт интересов может быть связан не только с руководителями, перечисленными в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и с иными должностными лицами заказчика, участвующими в осуществлении закупки. При этом такие сотрудники должны иметь полномочия, аналогичные полномочиям руководителя, возможность влиять на процедуру закупки и ее результат (п. 3 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016);

9) участник закупки не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

10) отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных согласно законодательству РФ.

К участникам конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов на закупку отдельных видов товаров (работ, услуг) Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Информация об их наличии должна быть указана в документации (п. 8 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Дополнительные требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее – Постановление N 99). Они применяются, в частности, при закупке посредством конкурса с ограниченным участием в электронной форме услуг общественного питания для медицинских организаций, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. руб. (ч. 5 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ, п. 6 Приложения N 2 к Постановлению N 99). Заказчикам следует учитывать позицию ведомств по вопросам применения указанного нормативного правового акта, которая отражена в Письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 (далее – Письмо).

Так, по мнению ведомств, в извещении и документации о закупке работ строительных, перечисленных в п. 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, требуется указать конкретную группу работ, в отношении которой участник должен подтвердить опыт исполнения контракта (договора). Этих групп всего две (примечание к п. 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99):

– работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

– работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Участник должен подтвердить исполнение контракта (договора) на выполнение соответствующей группы работ и опыт выполнения этих работ (п. 1.3 Письма). Для этого необходимо представить в том числе копию контракта (договора) в полном объеме вместе с копиями всех приложений, являющихся его неотъемлемой частью (п. 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, Письмо Минфина России от 10.09.2017 N 24-02-07/58642).

В ряде случаев (в частности, при закупке работ строительных, поименованных в п. 5 Приложения N 2 к Постановлению N 99) заказчик вправе предусмотреть требование о наличии у участника на праве собственности и (или) ином законном основании определенного имущества. Вместе с тем установление данных требований не должно приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки. Например, нельзя требовать, чтобы у участников было оборудование конкретных моделей (п. 2 Письма).

Следует также учитывать следующее:

– при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования опыт исполнения контрактов (договоров), необходимый в соответствии с Постановлением N 99, сохраняется его правопреемником (Письмо Минэкономразвития России от 23.12.2016 N ОГ-Д28-14953);

– когда проводится совместный конкурс с ограниченным участием на закупку услуг общественного питания и (или) поставку пищевых продуктов с начальной (максимальной) ценой всех контрактов больше 500 тыс. руб., участник закупки в качестве документа, подтверждающего его соответствие требованиям п. 6 Приложения N 2 к Постановлению N 99, представляет контракт либо договор с бюджетным учреждением стоимостью не менее 20% от начальной (максимальной) цены всех контрактов (Письмо Минфина России от 06.03.2018 N 24-01-07/14153).

В определенных случаях к участникам закупки предъявляются и другие требования.

 

Таблица. Требования к участникам закупок, предъявляемые в определенных случаях

 

СлучайТребованиеПояснения
Законодательством РФ установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим виды деятельности, которые являются предметом закупкиСоответствие участника требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ)В Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” определены виды деятельности, осуществление которых возможно только лицами, имеющими соответствующую лицензию <2>.

В качестве примера можно привести случай проведения закупки, объектом которой является поставка лекарственных средств. Заказчику необходимо установить требование к участникам такой закупки – организациям оптовой торговли о наличии у них лицензии на ведение фармацевтической деятельности. В этой лицензии должен быть указан такой вид работ (услуг), как “оптовая торговля лекарственными средствами”. Данный вывод сделан в Письме ФАС России от 19.09.2017 N ИА/64899/17

Заказчик хочет ограничить участие в закупках лиц, которые ранее нарушали условия контрактов или уклонялись от их заключенияОтсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ)В реестре должна отсутствовать и информация об учредителях участника закупки, членах его коллегиального исполнительного органа, лице, которое выполняет функции единоличного исполнительного органа. При наличии такой информации в реестре указанные физические лица не могут участвовать в закупках самостоятельно, в том числе как индивидуальные предприниматели (см. Письмо Минфина России от 26.09.2017 N 24-05-09/62505)
В связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельностиОбладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ)Данное требование к участникам не устанавливается при заключении контракта на создание произведений литературы или искусства, исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма
Правительством РФ установлены дополнительные требования к участникам закупки консультационных, аудиторских и сопутствующих аудиту услугСоответствие участника дополнительным требованиямСогласно ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок консультационных, аудиторских и сопутствующих аудиту услуг. В настоящее время такие требования не утверждены

 

——————————–

<2> Устанавливать требование к сроку действия лицензии неправомерно. На это указал Минфин России (Письмо от 12.09.2017 N 24-03-06/58653). Он отметил, что такое требование в Законе N 44-ФЗ не предусмотрено.

 

Внимание! Если участник закупки перестал соответствовать требованию об отсутствии информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков в ходе исполнения контракта, заказчик не вправе отказаться от его исполнения в одностороннем порядке. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития России от 18.02.2015 N Д28и-387, п. 2 Письма ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15.

 

СИТУАЦИЯ: Государственное (муниципальное) образовательное учреждение планирует закупку услуг общественного питания. Нужно ли устанавливать требование к ее участникам о наличии опыта оказания аналогичных услуг?

Ответ: Да, нужно, если размер НМЦК превышает 500 тыс. руб. и закупка осуществляется путем проведения конкурса с ограниченным участием или конкурса с ограниченным участием в электронной форме.

Обоснование: Правительство РФ определяет случаи, когда товары (работы, услуги) по причине их сложности, в частности технической, особого характера, например специализированного, могут поставить (выполнить, оказать) только лица, имеющие необходимую квалификацию.

Одним из случаев является закупка услуг общепита для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с НМЦК более 500 тыс. руб. Для участников такой закупки, проводимой в форме конкурса с ограниченным участием или конкурса с ограниченным участием в электронной форме, предусмотрено дополнительное требование. У них должен быть опыт исполнения контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе (с учетом правопреемства). Учитываются контракты (договоры), заключенные в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ. Стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс (п. 1 ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 2 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ, п. 6 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99).

В приведенной ситуации заказчик, учитывая требования Закона N 44-ФЗ, вправе избрать иной способ определения исполнителя из числа способов, перечисленных в ч. 2.1 ст. 56 этого Закона, например электронный аукцион. В таком случае указанное дополнительное требование не может быть установлено (ч. 2.1 ст. 56, ч. 3 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ).

 

СИТУАЦИЯ: Заказчик планирует провести электронный аукцион для закупки строительных работ. Размер начальной (максимальной) цены контракта превышает 10 млн руб. Должен ли заказчик устанавливать дополнительные требования к участникам?

Ответ: Да, должен, за исключением закупки буровых (разведочных буровых) работ.

Обоснование: В соответствии с ч. 2, 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных аукционов на закупку отдельных видов товаров (работ, услуг) заказчики обязаны предъявлять к участникам дополнительные требования, установленные Правительством РФ.

Если объектом закупки являются строительные работы и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн руб., участники аукциона должны обладать опытом исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ. Такое требование предусмотрено в п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. При этом работы, являющиеся объектом закупки, должны быть отнесены к кодам 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2).

Данное требование к участникам не устанавливается, если закупаются буровые (разведочные буровые) работы, отнесенные к коду 43.13 указанного классификатора.

Обращаем внимание, что неправомерно предъявлять дополнительные требования к участникам в соответствии с п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при закупке работ по текущему ремонту. На это указывает ФАС России в Письме от 04.04.2017 N РП/21859/17.

 

Преимущества, предоставляемые участникам при закупках

 

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан предоставить при осуществлении закупок преимущества отдельным категориям лиц.

 

Преимущества, предоставляемые при закупках учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Обязанность заказчиков предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы установлена ст. 28 Закона N 44-ФЗ. Такие преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% предоставляются в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 649.

Исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 28 Закона N 44-ФЗ заказчик может предоставлять преимущество в отношении цены контракта в размере, составляющем менее 15%. Однако, по мнению Минэкономразвития России, выраженному в Письме от 15.10.2014 N Д28и-2197, преимущество должно составлять 15%.

 

Рекомендация. Во избежание спорных ситуаций целесообразно учитывать при осуществлении закупок указанную позицию ведомства и устанавливать преимущество в отношении цены контракта в размере 15%.

 

Заказчики обязаны отражать информацию о преимуществах в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующий Перечень. При закупке таких товаров (работ, услуг) у единственного поставщика предоставлять преимущества не требуется (ч. 2 ст. 28 Закона N 44-ФЗ).

Если победителем определения поставщика признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию последнего заключается по предложенной им цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта).

 

Например, при закупке проточных водонагревателей заказчик установил в извещении и документации о проведении электронного аукциона преимущество для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в размере 15% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 400 тыс. руб. Победителем закупки признано предприятие уголовно-исполнительной системы. Цена контракта, предложенная победителем, составляет 370 тыс. руб. Эта цена с учетом преимущества – 425,5 тыс. руб. (370 тыс. руб. + 15%) – превышает начальную (максимальную) цену. Следовательно, контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта, – 400 тыс. руб.

 

Указанные преимущества предоставляются учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и в том случае, если контракт заключается с ними в связи с уклонением победителя определения поставщика (п. п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 649).

 

Например, по итогам электронного аукциона учреждение уголовно-исполнительной системы предложило такую же цену контракта, что и победитель. В связи с тем что последний уклонился от заключения контракта, заказчик в соответствии с ч. 14 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ принял решение заключить его с учреждением уголовно-исполнительной системы. В этом случае контракт будет заключен по цене с учетом преимущества.

 

Преимущества, предоставляемые при закупках организациям инвалидов

Обязанность заказчиков предоставлять преимущества организациям инвалидов предусмотрена в ст. 29 Закона N 44-ФЗ. Такие организации перечислены в ч. 2 названной статьи. С учетом положений ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ преимущества предоставляются только общероссийским общественным организациям инвалидов. Этой позиции придерживается и Минфин России (см., например, Письма от 14.02.2018 N 24-01-07/9059, от 16.05.2017 N 24-03-07/29544).

Преимущества предусмотрены для организаций инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Такие преимущества предоставляются в соответствии с Перечнем и Правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341. Информация о преимуществах должна быть отражена в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) приведены в указанном Перечене. Отметим, что запрещено включать в один лот товары (работы, услуги), которые перечислены в Перечне, и товары (работы, услуги), не включенные в него (п. 5(1) Правил). При закупке у единственного поставщика рассматриваемые преимущества не предоставляются (ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ).

Исходя из буквального толкования ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ и п. 5 Правил заказчик может предоставлять преимущество в отношении цены контракта в размере, составляющем менее 15%. Однако, по мнению Минэкономразвития России, выраженному в Письме от 15.10.2014 N Д28и-2197, преимущество должно составлять 15%.

 

Рекомендация. Во избежание спорных ситуаций целесообразно учитывать при осуществлении закупок указанную позицию ведомства и устанавливать преимущество в отношении цены контракта в размере 15%.

 

Чтобы получить преимущества, организация инвалидов, являющаяся участником закупки, должна заявить о своем соответствии установленным в ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ критериям (п. 3 Правил). Для этого достаточно представить декларацию, составленную в произвольной форме. Заказчик не вправе требовать от участника иных документов, подтверждающих соответствие указанным критериям (Письмо ФАС России от 19.09.2014 N АЦ/37971/14).

Если победителем определения поставщика признана такая организация, она представляет заказчику требование о предоставлении ей преимуществ, и в данном случае контракт заключается по предложенной ею цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта). Это предусмотрено п. п. 4, 5 Правил, ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ.

 

Например, при закупке офисной мебели заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил преимущество для организаций инвалидов в размере 15% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 400 тыс. руб. Победителем запроса котировок признана организация инвалидов. Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 370 тыс. руб. Эта цена с учетом преимущества – 425,5 тыс. руб. (370 тыс. руб. + 15%) – превышает начальную (максимальную) цену. Следовательно, по требованию победителя контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта.

 

Указанные преимущества предоставляются организациям инвалидов и в том случае, если контракт заключается с ними в связи с уклонением победителя определения поставщика (п. п. 6, 7 Правил).

 

СИТУАЦИЯ: Победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов. Как организации-победителю оформить требование к заказчику о предоставлении преимуществ в отношении цены контракта?

Ответ: Требование составляется в произвольной форме.

Обоснование: Такой порядок предусмотрен п. 4 Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.

 

Преимущества, предоставляемые при закупках субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

Заказчики в течение года должны осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) на сумму, которая определяется согласно положениям ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Такая сумма рассчитывается следующим образом. Разница между совокупным годовым объемом закупок и объемом средств, предназначенных на оплату в этом году закупок, которые перечислены в ч. 1.1 ст. 30, ч. 30 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, умножается на 15%.

 

Например, совокупный годовой объем закупок равен 10 млн руб. Из них 5 млн руб. составляют средства на оплату контрактов, заключенных на основании ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с единственными поставщиками. Остальные закупки относятся к тем, которые учитываются при расчете объема закупок у СМП и СОНКО. Следовательно, обязательный объем таких закупок на год составит 750 тыс. руб.: (10 млн руб. – 5 млн руб.) x 15%.

 

Если рассчитанный объем закупок у СМП и СОНКО составил 0 руб., то заказчик не обязан осуществлять такие закупки (Письмо Минэкономразвития России от 11.03.2015 N Д28и-643). При этом обязанность подготовить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО сохраняется. Такой вывод следует из Письма Минэкономразвития России от 06.05.2016 N ОГ-Д28-6288.

Требование об осуществлении закупок у СМП, СОНКО может быть выполнено двумя способами.

  1. Заказчик может ограничить участие в закупке, предусмотрев, что ее участниками могут выступать только указанные субъекты (организации) (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Такая закупка должна осуществляться посредством открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать при этом 20 млн руб. (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

 

СИТУАЦИЯ: Заказчик закупает товары, на которые распространяются преимущества в отношении учреждений (предприятий) уголовно-исполнительной системы и (или) организаций инвалидов. Можно ли ограничить круг участников закупки субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями?

Ответ: Нет, нельзя, поскольку указанные условия закупки являются взаимоисключающими.

Обоснование: Если товар входит в утвержденные Правительством РФ перечни, заказчик в соответствии с ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ обязан предоставить преимущества участвующим в закупке учреждениям (предприятиям) уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) и (или) организациям инвалидов (далее – ОИ).

Из названных организаций не все относятся к субъектам малого предпринимательства (далее – СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СОНКО).

Предприятия УИС являются унитарными. Данный вывод следует из п. п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ и ч. 3 ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1. В связи с этим они не могут быть СОНКО.

Учреждения УИС не вправе принимать участие в закупке в качестве СОНКО, так как их учредителем является Российская Федерация (ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ, ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1, ч. 1 и 3 ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1).

Учреждения и унитарные предприятия нельзя отнести к СМП, поскольку такие организационно-правовые формы не указаны в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

К ОИ относятся общероссийские общественные организации инвалидов, а также созданные ими коммерческие организации, отвечающие ряду условий (ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ). Первые всегда являются СОНКО. Вторые могут быть СМП, только если соответствуют требованиям ч. 7 ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации заказчик нарушит обязанность предоставлять преимущества ОИ, учреждениям (предприятиям) УИС, поскольку учреждения (предприятия) УИС, а также часть ОИ не могут быть допущены к участию в закупке, проводимой только для СМП и СОНКО.

 

Внимание! В Письме от 22.11.2017 N 24-02-06/77462 Минфин России изложил позицию, согласно которой, если объектом закупки являются товары, работы, услуги из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341, заказчик (при проведении закупки) вправе установить преимущества ОИ наряду с преимуществами в отношении участников закупки, которыми могут быть исключительно СМП, СОНКО. По мнению ведомства, это не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ.

 

Рекомендация. Товары, включенные в утвержденные Правительством РФ перечни, целесообразно закупать, не ограничивая круг участников закупки СМП и СОНКО. Это позволит снизить риск подачи жалоб со стороны участников и возникновения претензий контрольных органов.

 

  1. Заказчик может установить в извещении об осуществлении закупки требование к участникам, не являющимся СМП или СОНКО, привлекать таких субъектов (организации) в качестве субподрядчиков (соисполнителей) при исполнении контракта (ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Условие о привлечении этих субподрядчиков (соисполнителей) должно быть включено в контракт. При этом должен быть указан объем привлечения в процентах от цены контракта (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Если в закупке победителем становится лицо, являющееся СМП или СОНКО, то к нему не применяется требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП или СОНКО. Такой случай рекомендуется предусмотреть в проекте контракта (Письмо Минэкономразвития России от 28.04.2017 N Д28и-1929).

В Законе N 44-ФЗ не ограничены начальная (максимальная) цена контракта для закупок, в отношении которых заказчиком предусмотрено указанное требование, и объем привлечения СМП или СОНКО. Следовательно, начальная (максимальная) цена контракта в таких случаях может превышать 20 млн руб., а объем привлечения указанных субъектов (организаций) может составлять более 15 процентов от цены контракта. Аналогичный вывод содержится в Письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2740.

Вместе с тем Правительство РФ в соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ утвердило Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к их исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Согласно этим условиям привлекать таких субподрядчиков, соисполнителей нужно в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.

В рассматриваемом случае в объеме закупок у СМП и СОНКО учитывается предусмотренный контрактом объем работ или услуг, которые выполняют данные организации в качестве субподрядчиков или соисполнителей. Такой вывод следует из ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. При этом Минэкономразвития России считает, что в указанный объем можно также включить издержки подрядчика на приобретение у СМП и СОНКО строительных материалов, необходимых, чтобы исполнить госконтракт на выполнение подрядных работ (Письмо от 22.06.2015 N Д28и-1714).

 

 

К СМП необходимо относить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые соответствуют ряду условий, предусмотренных в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

В законодательстве могут быть предусмотрены особенности отнесения отдельных категорий лиц к СМП. В частности, такие особенности установлены для организаций, созданных общероссийскими общественными объединениями инвалидов (ч. 7 ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к СМП, включаются в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти сведения размещаются в открытом доступе на официальном сайте ФНС России (ч. 1, 9 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). Реестр доступен по адресу https://rmsp.nalog.ru/.

К СОНКО в целях применения ст. 30 Закона N 44-ФЗ необходимо относить организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, например социальную поддержку и защиту граждан.

 

СИТУАЦИЯ: Достаточно ли указать в заявке сведения о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям либо необходимо представить дополнительные документы?

Ответ: Да, достаточно. Представлять дополнительные документы не требуется.

Обоснование: При осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций участник обязан декларировать в заявке свою принадлежность к одной из названных категорий (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, документом, подтверждающим принадлежность участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, является декларация. Необходимость представления иных документов указанным Законом не установлена. Данная позиция изложена также в Письме Минэкономразвития России N 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/13590/14 от 04.04.2014.

 

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

По итогам года заказчик должен составить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО, даже если не осуществлял такие закупки. Разместить отчет в ЕИС нужно до 1 апреля года, следующего за отчетным (ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 06.05.2016 N ОГ-Д28-6288).

Правила подготовки и размещения отчета, а также его форма утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238.

Если победителем закупки, в извещении о которой было установлено требование, предусмотренное ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, стал СМП или СОНКО, информация о данной закупке тоже включается в отчет. При этом объем привлечения субподрядчиков указывается в соответствии с условиями контракта (пп. “е” п. 2 Приложения к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238).

 

Например, в извещении об электронном аукционе содержится требование о привлечении субподрядчиков в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Объем привлечения 20 процентов от цены контракта. В аукционе победил СМП, предложивший цену контракта 1 млн руб. В позиции 6 разд. II отчета указывается 200 тыс. руб. (20% от 1 млн руб.).


Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему

Email - [email protected]