Контракт в сфере закупок по 44-ФЗ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
ДАТА ОБНОВЛЕНИЯ:
АВТОР:

Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) гражданско-правовой договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд, заключенный от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с данным Законом, именуется контрактом.

Государственный (муниципальный) контракт представляет собой договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

 

СИТУАЦИЯ: Заказчик заключил договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ. Вправе ли заказчик отказаться от оплаты задолженности по договору, ссылаясь на отсутствие государственного контракта?

Ответ: Существует два подхода к решению данного вопроса.

Подход 1: Нет, не вправе.

Обоснование: Сделка, при заключении которой не соблюдался порядок, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, может быть признана недействительной в соответствии со ст. 168 ГК РФ. Вместе с тем заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на ее недействительность лицо действует недобросовестно, в частности своим поведением дает основание другим лицам полагать, что сделка действительна (п. 5 ст. 166 ГК РФ). При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ). Злоупотребление правом не допускается (п. 1 ст. 10 ГК РФ). Отказ заказчика от оплаты задолженности по договору ведет к неосновательному обогащению, стоимость которого заказчик обязан возместить в соответствии со ст. ст. 1102, 1105 ГК РФ. Если поставщик считал себя связанным условиями договора и добросовестно его исполнял, то отказ заказчика от оплаты задолженности со ссылкой на отсутствие государственного контракта неправомерен.

Подход 2: Да, вправе.

Обоснование: По общему правилу лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему такое имущество (неосновательное обогащение) (ст. 1102 ГК РФ). Исключением являются случаи, предусмотренные ст. 1109 ГК РФ. В частности, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства (п. 4 ст. 1109 ГК РФ). Отсутствие государственного контракта, заключенного с соблюдением установленных законом требований, может расцениваться как условие, исключающее возникновение неосновательного обогащения на стороне заказчика.

Правоприменительная практика: При оценке правомерности взыскания задолженности по договорам, заключенным с нарушением установленного порядка закупок, суды учитывают добросовестность действий поставщиков и заказчиков, наличие возможности приобретать имущественные выгоды в обход закона.

 

СИТУАЦИЯ: Вправе ли заказчик отказаться от исполнения контракта, если подрядчик длительный период не исполнял обязательства по контракту?

Ответ: Да, вправе, если соблюдены положения Закона N 44-ФЗ об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Обоснование: Заказчик может принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ):

– эта возможность предусмотрена условиями контракта. При этом в контракте можно указать на право стороны на односторонний отказ без конкретизации существенного нарушения (п. 14 Обзора судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017));

– имеются основания, предусмотренные Гражданским кодексом РФ для отдельных видов обязательств. Так, из ст. 715 ГК РФ следует: заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора подряда на том основании, что подрядчик нарушил срок выполнения работ. При этом необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную ч. 12 – 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Правоприменительная практика: Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 09.08.2018 по делу N 304-ЭС18-2754, А67-8909/2016.

 

 

Общие требования к контракту

Форма: Как правило, контракты заключаются в простой письменной форме путем составления единого документа, подписанного сторонами (пп. 1 п. 1 ст. 161, п. 2 ст. 434 ГК РФ). По результатам электронной процедуры контракт заключается в форме электронного документа (ч. 2 – 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ). В случаях, указанных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок. Если заказчик осуществляет деятельность на территории иностранного государства, то контракт заключается в письменной (в том числе электронной) форме согласно законодательству страны пребывания, а при его отсутствии – в соответствии с традициями делового оборота этой страны (пп. “а” п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 556).

Часть 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает утверждение уполномоченными субъектами, например федеральными органами исполнительной власти, типовых контрактов, типовых условий контрактов. Так, Приказом Минздрава России от 26.10.2017 N 870н утвержден типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения. Он применяется при закупке лекарственных препаратов, соответствующих коду 21.20.1 ОКПД 2 и ОКВЭД 2, за исключением закупок в рамках государственного оборонного заказа (Приложение N 2 к названному Приказу).

Содержание отдельных видов контрактов может быть определено специальными положениями Закона N 44-ФЗ или нормативными правовыми актами, например:

– Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 установлены требования к условиям энергосервисного контракта. В частности, в контракте нужно указать перечень мероприятий, которые предстоит провести исполнителю (п. 1 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта));

– ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ определены особенности контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства. К примеру, предусмотрено обязательное условие контракта о поэтапной оплате выполненных работ исходя из их объема и цены контракта. Минстрой России пояснил: такая оплата должна проводиться в сроки и в размерах, которые установлены соответствующим графиком, учитывающим график выполнения строительно-монтажных работ. При этом данные графики должны быть включены в контракт (Письмо от 15.10.2018 N 45994-ОГ/09).

Обязательно указать:

1) условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Из данного правила существует единственное исключение: в ряде случаев в контракте могут быть определены ориентировочное значение цены или формула цены и максимальное значение цены контракта, предусмотренные в документации о закупке. Перечень таких случаев установлен Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19. К ним отнесено, в частности, заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин. Если при закупке невозможно определить объем поставок топлива, в извещении и документации следует привести цену единицы товара и максимальную цену контракта, из которых следует объем поставки (см. Письмо Минфина России от 11.05.2018 N 24-03-08/31865);

2) условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя; далее – поставщик) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

3) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В контракте необходимо указать, в какой форме будет осуществляться оплата (наличный или безналичный расчет), предусмотрена ли выплата аванса, а также отразить размер аванса, срок и порядок его выплаты, срок и порядок оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) – поэтапная оплата, оплата в один этап и т.д. При установлении срока оплаты заказчик обязан соблюсти требования ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;

4) условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Контракт должен содержать порядок определения заказчиком соответствия поставляемого товара (выполненной работы, оказанной услуги) условиям контракта по количеству (объему), комплектности и иным показателям, предусмотренным условиями контракта. Также необходимо отразить в контракте порядок и сроки оформления результатов приемки товара (работ, услуг). Эти результаты могут оформляться товарными накладными, актами сдачи-приемки поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) и иными документами;

5) требование предоставить обеспечение исполнения контракта (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). В ряде случаев, например при закупке у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб., заказчик не обязан требовать предоставить обеспечение (ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ);

6) условие о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесенных поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта, если он применит такой способ обеспечения (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Денежные средства подлежат возврату в случае надлежащего исполнения обязательств по контракту или, если это предусмотрено им, по истечении гарантийного срока. Правовой режим данных денежных средств определяется положениями параграфа 8 гл. 23 ГК РФ об обеспечительном платеже (п. 28 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017);

7) условие об уменьшении подлежащей уплате суммы на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта и уплачиваемых в бюджетную систему РФ заказчиком (п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, есть условия, которые должны быть отражены в контракте в определенных случаях.

Таблица. Некоторые условия контракта, которые обязательно указывать в определенных случаях

СлучайСведения (условия)Пояснение
Контракт заключается на срок более трех лет, и его цена составляет более 100 млн руб.График исполнения (ч. 12 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)
Правительством РФ принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполненияДополнительные условия исполнения контракта (ч. 17 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)Правительство РФ вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом (ч. 1 ст. 111 Закона N 44-ФЗ)
Начальная (максимальная) цена контракта превышает:

– 1 млрд руб. – при закупках для федеральных нужд;

– 100 млн руб. – при закупках для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775)

Условие об обязанности поставщика предоставлять информацию обо всех привлеченных к исполнению контракта соисполнителях, субподрядчиках, с которыми заключен договор или договоры, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)Данная информация должна предоставляться в течение 10 дней с момента заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем. В контракте необходимо предусмотреть ответственность за ее непредоставление (ч. 24 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)
Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией установлена необходимость банковского сопровождения контракта (ч. 2 ст. 35 Закона N 44-ФЗ, п. п. 2 – 4 Постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963)Условие о банковском сопровождении контракта (ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)При банковском сопровождении контракта осуществление расчетов в ходе исполнения контракта отражается на счетах, которые открываются в соответствующем банке. Правила осуществления банковского сопровождения контрактов утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963
Правительством РФ установлен минимальный размер НМЦК (цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком) для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, с учетом значения которого осуществляется банковское сопровождение (ч. 2 ст. 35 Закона N 44-ФЗ)
Заказчик в дальнейшем хочет воспользоваться правом одностороннего отказа от исполнения контрактаУсловие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта (ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) <1>Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если в контракт включено такое условие, то и поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

И для заказчика, и для поставщика односторонний отказ возможен по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для отдельных видов обязательств

Заказчик в дальнейшем хочет воспользоваться правом изменить условия контрактаИнформация о возможности изменения существенных условий контрактаВ ряде случаев условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон, если это было предусмотрено документацией о закупке и контрактом, а при закупке у единственного поставщика или при закупке заказчиками, осуществляющими деятельность за границей, – контрактом (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, пп. “г” п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 556).

К таким случаям относятся:

– снижение цены контракта без изменения количества товаров (объема работ, услуг), их качества и иных условий контракта;

– изменение количества товара (объема работ, услуг) не более чем на 10%

Контракт заключается на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 ЛК РФДополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины (ч. 28 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)Органы государственной власти, местного самоуправления при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, которые расположены на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должны осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ч. 4, 5 ст. 19 ЛК РФ)
В извещении об осуществлении закупки установлено требование о привлечении в качестве субподрядчиков, соисполнителей субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ)Объем привлечения таких субподрядчиков, соисполнителей, установленный в виде процента от цены контракта (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ)Данное условие необходимо для обеспечения исполнения поставщиком указанного требования, а также для расчета объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В контракте должна быть предусмотрена ответственность за невыполнение этого условия
В извещении об осуществлении закупки установлено ограничение, согласно которому участвовать в ней могут только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организацииУсловие об оплате заказчиком товара, работы, услуги, отдельных этапов исполнения контракта в течение не более чем 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ) <2>Если такое ограничение не установлено, то срок оплаты по общему правилу не может быть более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)

<1> В проекте контракта целесообразно привести перечень случаев для одностороннего отказа от его исполнения, предусмотренных Гражданским кодексом РФ о соответствующих видах обязательств (Письмо Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2016). Одним из таких случаев является неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ).

<2> Данное положение не применяется, если в извещении об осуществлении закупки не установлено ограничение, согласно которому участвовать в ней могут только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (п. 11 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

В некоторых контрактах могут быть установлены дополнительные обязательные условия. Например, в контракты, которые заключает бюджетное учреждение за счет субсидий, предусмотренных п. 1 ст. 78.1 БК РФ, необходимо включить дополнительное обязательное условие, позволяющее изменить по соглашению сторон размер и сроки оплаты, объем товаров (работ, услуг), если доведенные ранее лимиты бюджетных обязательств на предоставление учреждению указанных субсидий будут уменьшены (п. 5 ст. 78.1 БК РФ).

В 2018 г. заказчики – получатели средств федерального бюджета в случаях, указанных в Федеральном законе от 05.12.2017 N 362-ФЗ, должны предусмотреть в контракте условие о казначейском обеспечении обязательств (ч. 10 ст. 5 названного Закона). Кроме того, в контракт необходимо включить условие о казначейском сопровождении целевых средств (Письмо Казначейства России от 11.01.2018 N 07-04-05/05-160). Проекты государственных контрактов, содержащих условия о казначейском обеспечении обязательств, целесообразно разрабатывать с учетом положений Письма Минфина России N 09-01-08/24704, Казначейства России N 07-04-05/05-6755 от 13.04.2018. Сопровождаемый банком контракт, который заключен для обеспечения федеральных нужд, должен предусматривать следующие обязанности поставщика:

– указывать идентификатор государственного контракта в контрактах (договорах), которые он заключает для исполнения сопровождаемого контракта, а также в платежных документах и документах, подтверждающих основание платежа;

– обеспечивать указание идентификатора в таких документах соисполнителями.

Данное условие включается в контракт, если операции по его исполнению отражаются на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, или по нему осуществляется казначейское обеспечение обязательств. Названное условие указывается в контракте помимо тех, которые предусмотрены п. п. 6 – 8 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 (п. 8(1) указанных Правил).

В ряде случаев требования к контрактам, перечисленные в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, могут не применяться.

Кто составляет: сотрудник контрактной службы (контрактный управляющий) или иное уполномоченное лицо.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо, руководитель поставщика или иное уполномоченное лицо.

Регистрация: в реестре контрактов. Такая регистрация осуществляется посредством направления сведений о контракте в Казначейство России (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). При этом следует учитывать Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084).

Необходимо руководствоваться также Порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 24.11.2014 N 136н. В Порядке, в частности, определены требования к составу информации о контракте, формируемой заказчиком. Например, в сведения о цене контракта и цене единицы товара, работы, услуги включаются данные об обеспечении исполнения контракта (п. 21 названного Порядка).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ не требуют регистрации контракты, которые заключены с единственными поставщиками по ряду оснований, например:

– закупка товаров (работ, услуг) на сумму до 100 тыс. руб. или более, если заказчик осуществляет деятельность на территории иностранного государства (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– закупка товаров (работ, услуг) организациями из числа установленных п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму не более 400 тыс. руб. с ограничениями по годовому объему закупок.

Сведения о заключении контрактов, составляющие государственную тайну, включаются в отдельный реестр. Они не подлежат опубликованию и размещению в сети Интернет (ч. 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Правила ведения этого реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084.

Срок: заказчик направляет в уполномоченный орган информацию, необходимую для регистрации контракта, в течение пяти рабочих дней с даты его заключения (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

 

СИТУАЦИЯ: Вправе ли заказчик включить в проект государственного контракта условие о рассмотрении связанных с ним споров в третейском суде (третейскую оговорку)?

Ответ: Нет, не вправе.

Обоснование: Установлен запрет передавать споры, возникающие из государственных (муниципальных) контрактов, на рассмотрение в третейский суд (п. 6 ч. 2 ст. 33 АПК РФ, п. 6 ч. 2 ст. 22.1 ГПК РФ, п. 13 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Следовательно, включение в такой контракт третейской оговорки является неправомерным.

 

 

Обеспечение исполнения контракта

По общему правилу условие об обеспечении исполнения контракта включается в проект контракта (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). При этом контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Обязанность указывать в проекте контракта размер обеспечения его исполнения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Данный вывод содержится в Письме Минфина России от 04.12.2017 N 24-03-07/80465.

Внимание! По общему правилу заключение контракта без обеспечения его исполнения может привести к признанию такого контракта ничтожным (см. п. 26 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

 

Оформление обеспечения исполнения контракта (информация для участника закупки)

Участник закупки, с которым заключается контракт, должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта (ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для этого участнику закупки необходимо:

1) выбрать способ обеспечения исполнения контракта;

2) оформить платежное поручение на перечисление денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта либо банковскую гарантию.

Срок: участник должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта (ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Например, при заключении контракта такой срок составляет по результатам проведения:

– открытого конкурса – 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а в случае проведения закрытого конкурса – 10 календарных дней с даты подписания такого протокола (ч. 3 ст. 54 Закона N 44-ФЗ);

– электронных процедур – пять дней с даты размещения заказчиком проекта контракта в ЕИС, если у победителя нет разногласий по проекту контракта (ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).

Выбор способа обеспечения исполнения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться одним из следующих способов (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ):

– внесение денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции с поступающими ему средствами;

– предоставление банковской гарантии.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность предоставлять несколько банковских гарантий на общую сумму обеспечения. Данный вывод можно сделать из Писем Минэкономразвития России от 19.09.2014 N Д28и-1893, от 15.10.2014 N Д28и-2099 и Письма Минфина России от 19.01.2018 N 24-03-08/3102.

 

СИТУАЦИЯ: Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

Ответ: Да, может, если иное не установлено в закупочной документации. Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, третье лицо не вправе вносить обеспечение в любом случае.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если должник возложил исполнение обязательства на указанное третье лицо.

Кредитор не обязан принимать исполнение обязательства от третьего лица только в том случае, когда из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 3 ст. 313 ГК РФ).

В законодательстве о контрактной системе отсутствуют нормы, обязывающие участника закупки вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта лично. Если такая обязанность не установлена заказчиком в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

При этом в силу п. 1 ст. 313 ГК РФ участнику необходимо документально подтвердить, что обязанность внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта возложена на другую организацию.

Правоприменительная практика: Имеется пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 N 09АП-52950/2015 по делу N А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 N 04-02/2548).

Минэкономразвития России придерживается противоположного подхода. По мнению ведомства, третье лицо не вправе предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника, с которым он заключается, поскольку такая возможность нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена (Письма от 09.07.2015 N Д28и-2060, от 19.09.2014 N Д28и-1893).

Рекомендация. Во избежание спорных ситуаций участнику рекомендуется лично перечислять денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.

Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения исполнения контракта

Участник закупки вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта путем перечисления денежных средств на его счет (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения контракта заполняется по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П). При этом в графе “Назначение платежа” необходимо указать “Обеспечение исполнения контракта”, а также отразить информацию о закупке.

 

Оформление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта

Одним из способов обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для оформления банковской гарантии нужно:

  1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии.

Банк должен входить в перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов. Перечень размещен на сайте Минфина России – https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/. К числу этих требований относятся (ч. 1, 1.1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 440):

1) наличие собственных средств (капитала) на последнюю отчетную дату – не менее 300 млн руб. (рассчитываются по методике Банка России);

2) кредитного рейтинга – не ниже “B-(RU)” по национальной рейтинговой шкале для РФ АКРА (АО) и (или) не ниже уровня “ruB-” по национальной рейтинговой шкале для РФ АО “ЭКСПЕРТ РА”. С 01.01.2020 кредитный рейтинг должен быть не ниже уровня “BB-(RU)” по национальной рейтинговой шкале для РФ АКРА (АО) и (или) не ниже уровня “ruBB-” для РФ АО “ЭКСПЕРТ РА”.

  1. Уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, требуемых конкретным банком для оформления банковской гарантии.

Примерный перечень документов, необходимых для рассмотрения банком вопроса о выдаче банковской гарантии:

– заявление о предоставлении банковской гарантии (по форме банка);

– информация о лице, которому предоставляется банковская гарантия (как правило, в форме анкеты);

Продолжение списка:

– копии учредительных документов названного лица;

– копии документов, подтверждающих полномочия руководителя и иных лиц, уполномоченных на осуществление действий от имени организации;

– бухгалтерская отчетность за последние отчетные периоды, расшифровки к ней;

– проект заключаемого контракта.

По результатам оформления банковской гарантии участнику необходимо:

1. Получить от банка следующие документы:

– экземпляр договора банковской гарантии;

– банковскую гарантию в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа;

– выписку из реестра банковских гарантий. Банк направит ее принципалу в течение одного рабочего дня после включения в реестр необходимых сведений (ч. 8 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

2. Убедиться, что выданная гарантия соответствует требованиям, установленным ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Представление банковской гарантии, в которой указанные требования не соблюдены, является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта (п. 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Гарантия должна содержать:

– условие о безотзывности (ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);

– сведения о сумме гарантии (п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);

– перечень обязательств, исполнение которых обеспечивается гарантией (п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);

– указание на обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки (п. 3 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);

– условие, согласно которому обязательства банка по гарантии считаются исполненными с момента поступления денежных сумм на счет заказчика (п. 4 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);

– условие о сроке действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (п. 5 ч. 2 ст. 45, ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ);

– отлагательное условие о том, что договор предоставления банковской гарантии заключается по обязательствам участника закупки, которые возникнут из контракта при его заключении (п. 6 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);

– перечень документов, которые заказчик должен представить банку вместе с требованием уплатить денежные средства по банковской гарантии (п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

Примечание. Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием по банковской гарантии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 “О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005).

С требованием по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, заказчик представляет в банк (п. 2 Перечня):

1) расчет суммы, включаемой в требование;

2) платежное поручение, подтверждающее перечисление аванса по контракту, с отметкой банка заказчика либо органа Федерального казначейства об исполнении – если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения обязательств по возврату аванса, когда его выплата предусмотрена условиями контракта;

3) документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая, – если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения исполнителем по контракту обязательств в период действия гарантийного срока;

4) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность), – если оно подписано лицом, не указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени заказчика.

Не допускается включать в банковскую гарантию требования о представлении заказчиком документов, не предусмотренных в указанном Перечне (пп. “б” Дополнительных требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005). В связи с этим банковская гарантия не может содержать, например, требования о представлении документов, которые подтверждают неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2881);

– условие о том, что заказчик вправе списать со счета банка денежные средства в бесспорном порядке, если банк в течение пяти рабочих дней не исполнит требование заказчика об уплате суммы по банковской гарантии (если такое требование предусмотрено извещением, документацией о закупке, проектом контракта) (ч. 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

Внимание! Гарантия не может включать условие о том, что заказчик должен представить банку копии судебных актов, подтверждающих неисполнение обязательств, которые обеспечиваются гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, необходимо убедиться, что гарантия соответствует Дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005. Например, не допускается включать в банковскую гарантию требования о предоставлении заказчиком отчета об исполнении контракта (пп. “б” Дополнительных требований).

Нужно учитывать и требования к оформлению независимой гарантии, которые установлены Гражданским кодексом РФ. Они распространяются в том числе на банковские гарантии (п. 3 ст. 368 ГК РФ). В такой гарантии, в частности, должны быть указаны дата ее выдачи, принципал, бенефициар, гарант, обстоятельства, при наступлении которых следует выплатить сумму гарантии (п. 4 ст. 368 ГК РФ).

 

СИТУАЦИЯ: У банка, выдавшего гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, после его заключения была отозвана лицензия. Должен ли поставщик предоставить заказчику новое обеспечение исполнения контракта?

Ответ: Нет, не должен. Однако существует позиция суда, согласно которой требование заказчика предоставить новое обеспечение исполнения контракта признано правомерным.

Обоснование: В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения его исполнения. Согласно ч. 3 данной статьи одним из способов обеспечения является банковская гарантия. Ее выдача относится к банковским операциям, которые осуществляются только на основании лицензии на ведение банковской деятельности (ст. ст. 5 и 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”). Таким образом, на момент выдачи банковской гарантии банк должен иметь действующую лицензию.

В Законе N 44-ФЗ не определены последствия возникновения обстоятельств, которые ведут или могут привести к невозможности исполнения банком обязательств по выданной им гарантии (в том числе при отзыве лицензии на осуществление банковских операций). Следовательно, по общему правилу в данной ситуации у поставщика отсутствует обязанность представлять заказчику новое обеспечение исполнения контракта.

Вместе с тем названная обязанность может быть установлена контрактом.

Внимание! Согласно Закону N 44-ФЗ заказчик не может требовать заменить банковскую гарантию на иное обеспечение в случае, когда у банка отозвана лицензия. Заказчик также не имеет права на одностороннее расторжение контракта, если участник откажется предоставить новое обеспечение. К данным выводам пришло Минэкономразвития России в Письме от 26.01.2015 N Д28и-128.

Правоприменительная практика: Суды подходят к решению данного вопроса по-разному. В ряде случаев арбитражные суды, отказывая заказчику в иске о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта, указывали, что обязанность предоставить такое обеспечение исполнена поставщиком надлежащим образом при заключении контракта. Вина поставщика в отзыве у банка лицензии отсутствует. Контракт не содержит условия о необходимости предоставить новое обеспечение при возникновении этого обстоятельства (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 21.12.2012 по делу N А40-13298/12-96-130 (Определением ВАС РФ от 21.06.2013 N ВАС-4125/13 по делу N А40-13298/12-96-130 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу N А40-13301/12-117-124 (Определением ВАС РФ от 14.06.2013 N ВАС-4130/13 по делу N А40-13301/12-117-124 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).

Согласно другому подходу в рассматриваемой ситуации поставщик не обязан предоставлять новое обеспечение, даже если соответствующее условие включено в контракт (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 N 09АП-38346/2014-ГК, 09АП-38619/2014-ГК по делу N А40-26483/14).

Имеется пример, когда суд счел, что в результате отзыва лицензии у банка выданная им гарантия утратила силу. Исходя из положений ст. ст. 309, 310 ГК РФ суд признал требование заказчика предоставить новое обеспечение правомерным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 N 09АП-27386/2014-ГК по делу N А40-168231/13).

Приведенные позиции судов сформированы при рассмотрении споров в рамках Закона N 94-ФЗ, но сохраняют актуальность и после введения в действие Закона N 44-ФЗ в связи с преемственностью правового регулирования.

Рекомендация. Чтобы оценить риски, связанные с необходимостью повторного оформления обеспечения исполнения контракта, участнику закупки целесообразно при принятии решения об участии в закупке проверить, содержит ли проект контракта условие, согласно которому поставщик в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию, обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта.

 

 

Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного участником закупки, с которым заключается контракт (информация для заказчика)

Контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Такое обеспечение необходимо проверить на предмет соответствия требованиям законодательства, документации о закупке, проекта контракта.

Срок: проверить предоставленное обеспечение необходимо до подписания контракта заказчиком (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Если в качестве обеспечения предоставлена банковская гарантия, то заказчик должен рассмотреть ее в течение не более чем трех рабочих дней с даты поступления (ч. 5 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

 

СИТУАЦИЯ: Заказчик предусмотрел в документации о закупке требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств по контракту. Вправе ли он признать участника закупки, который не предоставил такое обеспечение, уклонившимся от заключения контракта?

Ответ: По данному вопросу можно выделить два подхода.

Подход 1: Нет, не вправе.

Обоснование: Закон N 44-ФЗ не регламентирует правоотношения по обеспечению гарантийных обязательств, возникших после исполнения основного обязательства по контракту. По этой причине заказчик, установивший требование обеспечить гарантийные обязательства, не вправе отказаться от заключения контракта, если обеспечение не предоставлено. Данного подхода придерживается Минфин России (Письмо от 02.07.2014 N 02-02-07/32132).

Подход 2: Да, вправе.

Обоснование: Статья 96 Закона N 44-ФЗ, посвященная обеспечению исполнения контракта, не предусматривает деление обязательств по контракту на основные и гарантийные. Следовательно, требование обеспечить исполнение обязательств, указанное в документации о закупке и проекте контракта, может включать в том числе обязанность обеспечения гарантийных обязательств. Согласно ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления обеспечения исполнения контракта участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, если требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств установлено в документации о закупке, непредоставление такого обеспечения является основанием для того, чтобы признать участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

 

Проверка обеспечения исполнения контракта при внесении денежных средств на счет заказчика

Одним из способов обеспечения исполнения контракта является внесение денежных средств на указанный заказчиком счет (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

При предоставлении обеспечения таким способом необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на счет, указанный в документации о закупке, проекте контракта.

 

Проверка обеспечения исполнения контракта в случае предоставления банковской гарантии

Требования к банковской гарантии определены в ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Частью 5 названной статьи предусмотрена обязанность заказчика рассмотреть поступившую от участника закупки банковскую гарантию.

Для проверки поступившей от участника закупки банковской гарантии необходимо убедиться в следующем:

1) банк, выдавший банковскую гарантию, включен в перечень банков, которые отвечают установленным Правительством РФ требованиям. Он ведется Минфином России и размещается на его официальном сайте (ч. 1, 1.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728);

2) сведения о банковской гарантии содержатся в соответствующем реестре.

Примечание. По общему правилу банковские гарантии, информация о них и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, включаются в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС. При этом информация, предусмотренная ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, не размещается на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). Информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения контрактов на закупку товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют гостайну, вносится в закрытый реестр. Он не размещается в ЕИС и на официальном сайте (ч. 5 ст. 4, ч. 8, 8.1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, п. 4 Правил функционирования ЕИС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414). Правила ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий и Правила формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005;

3) в предоставленной гарантии отсутствует условие о том, что заказчик должен представить банку копии судебных актов, подтверждающих неисполнение обязательств, которые обеспечиваются гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);

4) банковская гарантия содержит условие о безотзывности, сведения о сумме гарантии и другие обязательные условия и сведения, предусмотренные ч. 2, 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из указанных требований, заказчик не принимает такую гарантию в качестве обеспечения (ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

Согласно Дополнительным требованиям (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005) в банковской гарантии обязательно должны быть закреплены права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Размер этой суммы рассчитывается исходя из цены контракта, которая уменьшается на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, оплаченных заказчиком. Истребуемая сумма при этом не должна превышать размера обеспечения исполнения контракта.

В случаях, указанных в ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, – в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (пп. “а” Дополнительных требований). При этом не допускается включать в банковскую гарантию, например, требования о представлении заказчиком отчета об исполнении контракта (пп. “б” Дополнительных требований).

В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик информирует о нем участника закупки в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления гарантии. Для этого заказчик составляет документ в письменной или электронной форме, в котором сообщает об отказе и его причине (ч. 7 ст. 45 Закона N 44-ФЗ). Сведения об отказе включаются в реестр банковских гарантий. Данные сведения формирует заказчик (абз. 3 п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 126н). Он указывает, в частности, причину (причины) отказа, номер и дату документа, направленного участнику (п. 23 названного Порядка). Сделать это необходимо также не позднее трех рабочих дней с даты поступления гарантии заказчику (п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005).

Кроме того, необходимо учитывать требования к оформлению независимой гарантии, которые установлены Гражданским кодексом РФ. Они распространяются в том числе на банковские гарантии (п. 3 ст. 368 ГК РФ). В такой гарантии, в частности, должны быть указаны дата ее выдачи, принципал, бенефициар, гарант, обстоятельства, при наступлении которых следует выплатить сумму гарантии (п. 4 ст. 368 ГК РФ).

 

СИТУАЦИЯ: Вправе ли заказчик отказать в принятии банковской гарантии при наличии в ней условия о представлении гаранту судебных актов, которые подтверждают неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией?

Ответ: Да, вправе.

Обоснование: Заказчик отказывает в принятии банковской гарантии по основаниям, предусмотренным в ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2, 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в документации и (или) извещении о закупке, приглашении принять участие в закупке, проекте контракта.

Запрет на включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, которые подтверждают неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией, установлен в ч. 4 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

Из буквального толкования изложенных положений следует, что нарушение указанного запрета не является основанием для отказа в принятии гарантии.

Однако в соответствии с пп. 7 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия должна содержать установленный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. Этот Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, он является закрытым и в него не включены судебные акты, которые подтверждают неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Таким образом, установление в банковской гарантии условия о представлении заказчиком гаранту судебных актов неправомерно и является основанием для отказа в принятии заказчиком данной гарантии в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

Рекомендация. Чтобы избежать спорных ситуаций, заказчик может дополнительно установить в документации и (или) извещении о закупке, приглашении принять участие в закупке, проекте контракта требование к банковской гарантии о недопустимости наличия в ней условий о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, или информации о таких актах.

В случае нарушения этого требования заказчик отказывает в принятии банковской гарантии по основанию, предусмотренному в п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

 

СИТУАЦИЯ: У банка, выдавшего гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, после его заключения была отозвана лицензия. Вправе ли заказчик потребовать от поставщика предоставить новое обеспечение исполнения контракта?

Ответ: Нет, такое право не предусмотрено в Законе N 44-ФЗ. Вместе с тем в судебной практике существуют различные подходы к решению данного вопроса.

Обоснование: В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения его исполнения. Согласно ч. 3 данной статьи одним из способов обеспечения является банковская гарантия. Ее выдача относится к банковским операциям, которые осуществляются только на основании лицензии на ведение банковской деятельности (ст. ст. 5 и 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”). Таким образом, на момент выдачи банковской гарантии банк должен иметь действующую лицензию.

В Законе N 44-ФЗ не определены последствия возникновения обстоятельств, которые ведут или могут привести к невозможности исполнения банком обязательств по выданной им гарантии (в том числе при отзыве лицензии на осуществление банковских операций). Следовательно, по общему правилу в данной ситуации у поставщика отсутствует обязанность представлять заказчику новое обеспечение исполнения контракта.

Внимание! Согласно Закону N 44-ФЗ заказчик не вправе требовать заменить банковскую гарантию на иную форму обеспечения, в случае когда у банка отозвана лицензия. Также заказчик не имеет права на одностороннее расторжение контракта, если участник откажется от предоставления нового обеспечения. Данные выводы содержатся в Письме Минэкономразвития России от 26.01.2015 N Д28и-128.

Правоприменительная практика: Суды подходят к решению данного вопроса по-разному. В ряде случаев арбитражные суды, отказывая заказчику в иске о предоставлении нового обеспечение исполнения контракта, указывали, что обязанность предоставить такое обеспечение исполнена поставщиком надлежащим образом при заключении контракта. Вина поставщика в отзыве у банка лицензии отсутствует. Контракт не содержит условия о необходимости предоставить новое обеспечение при возникновении этого обстоятельства (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 21.12.2012 по делу N А40-13298/12-96-130 (Определением ВАС РФ от 21.06.2013 N ВАС-4125/13 по делу N А40-13298/12-96-130 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу N А40-13301/12-117-124 (Определением ВАС РФ от 14.06.2013 N ВАС-4130/13 по делу N А40-13301/12-117-124 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).

Согласно другому подходу в рассматриваемой ситуации поставщик не обязан предоставлять новое обеспечение, даже если соответствующее условие включено в контракт (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 N 09АП-38346/2014-ГК, 09АП-38619/2014-ГК по делу N А40-26483/14).

Имеется пример, когда суд счел, что в результате отзыва лицензии у банка выданная им гарантия утратила силу. Исходя из положений ст. ст. 309, 310 ГК РФ суд признал требование заказчика предоставить новое обеспечение правомерным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 N 09АП-27386/2014-ГК по делу N А40-168231/13).

Приведенные позиции судов сформированы при рассмотрении споров в рамках Закона N 94-ФЗ, но сохраняют актуальность и после введения в действие Закона N 44-ФЗ в связи с преемственностью правового регулирования.

Рекомендация. Чтобы избежать ситуации, когда исполнение обязательств по контракту фактически не будет обеспечено, целесообразно предусмотреть в проекте контракта следующие условия:

– если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение поставщиком обязательств по контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию), поставщик обязуется предоставить заказчику иное (новое) обеспечение исполнения контракта;

– новое обеспечение должно быть предоставлено на тех же условиях, которые указаны в документации о закупке и контракте.

Также рекомендуется установить срок предоставления нового обеспечения исполнения контракта.

Принятие указанных мер целесообразно, поскольку после отзыва лицензии на осуществление банковских операций банк должен быть ликвидирован (ч. 7 ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”). В связи с этим удовлетворение требований заказчика не гарантировано.

 

 

Идентификатор государственного контракта (контракта, договора, соглашения)

Идентификатор государственного контракта (далее – ИГК, код) – это цифровой код, формируемый в двух случаях:

– при казначейском сопровождении контракта;

– при осуществлении закупок в рамках гособоронзаказа.

ИГК указывается в качестве неотъемлемого реквизита:

– в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав (пп. 6.2 п. 5 ст. 169 НК РФ);

– счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (пп. 4.2 п. 5.1 ст. 169 НК РФ);

– корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав (пп. 6.1 п. 5.2 ст. 169 НК РФ) <1>;

– иных документах, например в некоторых формах, утвержденных Приказом Казначейства России от 15.01.2018 N 10н (Приложение N 1, Приложение N 2).

 

ИГК при казначейском сопровождении

Основанием для формирования ИГК при казначейском сопровождении <1> средств являются правила, которые устанавливает Правительство РФ. В 2018 г. ИГК должен формироваться на основании пп. “г” п. 6 Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О Федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов” (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1722).

——————————–

<1> Казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, перечень которых определяется ежегодно в законе о федеральном бюджете. Например, перечень, который действует в 2018 г., определен в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”.

Казначейское сопровождение целевых средств, предоставляемых на основании соглашений, государственных контрактов, договоров о капитальных вложениях, контрактов учреждений или договоров (контрактов, соглашений), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Для применения в 2019 г. правила формирования ИГК установлены Порядком, утвержденным Приказом Казначейства России от 09.01.2018 N 5н (далее – Порядок).

Существует четыре вида ИГК при казначейском сопровождении:

1) идентификатор государственного контракта;

2) идентификатор соглашения;

3) идентификатор контракта учреждения;

4) идентификатор договора о капитальных вложениях.

В первом случае код формируется заказчиком.

Структура кода должна соответствовать п. 9 Порядка.

Код должен формироваться после формирования реестровой записи:

– в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

– реестре контрактов, содержащем сведения, составляющие государственную тайну.

Во втором случае код формируется главным распорядителем средств федерального бюджета.

Структура кода должна соответствовать п. 10 Порядка.

Код должен формироваться после формирования реестровой записи в реестре соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета:

– субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг);

– бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями;

– субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов РФ.

Исключение составляют идентификаторы следующих соглашений (п. п. 4, 7, 11, 13 Порядка):

– соглашения, содержащего сведения, которые составляют государственную тайну;

– соглашения о предоставлении субсидии сельхоз- и товаропроизводителям (субсидии на поддержку отраслей промышленности и сельского хозяйства).

В третьем случае код формируется заказчиком:

– федеральным бюджетным учреждением;

– автономным учреждением.

Структура кода должна соответствовать п. 12 Порядка.

Код должен формироваться после формирования реестровой записи:

– в реестре контрактов, заключенных заказчиками (реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки);

– в реестре контрактов, содержащем сведения, составляющие государственную тайну.

В четвертом случае код формируется:

– территориальным органом Казначейства России;

– финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования).

Структура кода должна соответствовать п. 13 Порядка.

Код должен формироваться по правилам п. 6 Порядка, если из федерального бюджета предоставляется субсидия бюджету субъекта РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности).

 

 

ИГК в гособоронзаказе

ИГК при размещении гособоронзаказа формируется с учетом требований ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (далее – Закон N 275-ФЗ). Структура ИГК подробно описана в Порядке формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу, утвержденном Приказом Минобороны России N 475, Казначейства России N 13н от 11.08.2015 (далее – Порядок 475/13н). Так, согласно п. 4 данного Порядка ИГК представляет собой 25-значный цифровой код.

В ст. 6.1 Закона N 275-ФЗ приведена обязательная для отражения в ИГК информация:

– идентификационный код государственного заказчика (соответствует коду главного распорядителя бюджетных средств, см. пп. “в” п. 4 Порядка 475/13н);

– способ определения поставщика;

– год заключения государственного контракта;

– год окончания срока действия государственного контракта;

– порядковый номер государственного контракта.

ИГК заказчик формирует самостоятельно до включения государственного контракта в реестр контрактов и используется:

– для идентификации всех контрактов, заключенных в целях исполнения государственного контракта;

– расчетов по гособоронзаказу в рамках сопровождаемой сделки.

Внимание! Если закупка осуществляется в целях реализации государственного оборонного заказа на основании государственных контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению, то государственные заказчики вправе формировать ИГК либо в соответствии с Порядком N 475/13н, либо в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Казначейства России от 09.01.2018 N 5н. Такое право предоставляется по решению главного распорядителя средств федерального бюджета – государственного заказчика, в том числе для находящихся в его ведении территориальных органов и федеральных казенных учреждений. Данные выводы содержатся в Письме Минфина России N 09-01-08/26302, Казначейства России N 07-04-05/22-7200 от 18.04.2018.


Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему

Email - [email protected]