Почти 10 лет назад был принят закон, предоставляющий возможность оформить в собственность дом, построенный без документального разрешения. В народе это правовое явление получило название «дачная амнистия».
Принятый акт детально регламентирует процедуру начиная от потенциальных участников и заканчивая списком документов и сроками оказания услуги по регистрации.
Участники дачной амнистии
Участники дачной амнистии:
- Владеющие наделами бессрочно.
- Те, которым предоставлена возможность передачи по наследству.
- Если участок принадлежит организациям, выполняющим дачные и иные аналогичные виды работ.
Перечисленные категории наделяются привилегией упрощенного оформления всех видов недвижимости.
Объекты дачной амнистии
- дачи, находящиеся на садовых участках либо землях, назначением которых является ведение хозяйственной деятельности;
- жилые дома, расположенные на предназначенных для них наделах;
- постройки, включая гаражи, построенные на участках для ведения хозяйства и жилого строительства;
- иные сооружения, не требующие санкций уполномоченных органов.
Очень важно, чтобы участок принадлежал к соответствующей категории земель. При невыполнении этого возможность использования предоставленной привилегии станет недоступна. Оформлять права придется в общем порядке, что сложнее и затратно.
Действие дачной амнистии
[box type=”download”] Рассматриваемый порядок стал применяться с 2006 г., срок до которого будет действовать эта процедура, назначен на декабрь 2020 года. Пока неизвестно будут ли еще продлены обозначенные сроки, поэтому рекомендуется поспешить и привести бумаги в порядок.[/box]
Оформление дома по дачной амнистии
[blockquote style=”1″]Процедура доступна для владельцев практически всех категорий земельных наделов. Исключение составляют земли, предназначенные для огородничества. Единственный выход – изменить категорию, к которой принадлежит участок на другую.[/blockquote]
По общему правилу требуется собрать и представить в уполномоченный орган перечень документов:
- Паспорт, содержащий технические характеристики. Изготовлением таких документов занимаются БТИ или ПИБ. Сфера деятельности этих организаций ограничивается конкретным районом, обращаться, соответственно, надо в ту, которая обслуживает соответствующую зону.
- Свидетельство о праве собственности. Если же оно отсутствует по причине того, что гражданину было предоставлено конкретное правомочие, то нужно предоставлять бумаги, свидетельствующие об этом. К примеру, акт или выписка из похозяйственной книги, иногда постановление.
- План в двух экземплярах. Подготовка и выдача таких документов находятся в компетенции Кадастровой палаты. Не требуется предоставление плана участка, если:
- регистрация собственности проходила после 1997 года (по новым правилам);
- участок выделялся гражданину индивидуально;
- для дачных участков при наличии справки о нахождении дома в пределах границ участка. Занимается выдачей таких документов правление;
- для участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, если муниципалитет выдаст документ, подтверждающий расположение постройки в пределах границ участка.
На практике возникают ситуации, когда данные содержащиеся в разных документах, касающиеся участка, отличаются. Но это не может быть причиной для отказа. Если сведения разные, то за основу принимаются данные кадастрового плана. Участок оформляется в собственность даже в том случае, когда из свидетельства нельзя сделать однозначный вывод о виде права лица на участок.
Также потребуется:
- Декларация об объекте. Заполняется в тех случаях, когда на постройку объекта не нужно разрешение на строительство. Например, оно не требуется для дачного участка при возведении домика или гаража.
- Квитанция об оплате госпошлины. Стоимость госпошлины в 2017 году составляет 350 рублей.
Собранные документы подаются в орган, занимающийся регистрацией. В течение 30 дней специалисты изучают представленные сведения и по окончании проверки выдают свидетельство на недвижимость.
Отказ от регистрации
Органы госвласти не произведут регистрацию по следующим причинам:
- разные данные о площади участка в документах и сведениях, имеющихся в кадастровой палате;
- несовпадение границ участка в документах;
- поданы не все документы, необходимые для оказания услуги. Следует заметить, что госорганы не могут требовать бумаги, не указанные в законе;
- участок расположен в природоохранной зоне.
Разница в данных обычно получается вследствие ошибок инженеров, осуществлявших замеры. Однако, исправить эти огрехи не так просто. Собственникам следует обращаться в суд, искать ошибку, снимать участок с учета, еще раз определять координаты, ставить на учет и только после всего этого оформлять.
Дачная амнистия: декларация
Этот документ необходим для обращения в органы, осуществляющие регистрацию. Бланк доступен для получения в отделениях Росреестра, также его можно скачать в Интернете. Это простой документ, заполняемый от руки. В нем указывается информация о доме и заявителе.
Заполнять следует внимательно, чтобы избежать ненужной работы по исправлению ошибок и неточностей. При некорректно заполненной форме в регистрации могут отказать. Отказ означает, что придется заново обращаться в госорганы и платить госпошлину.
В декларацию вносятся такие сведения:
- вид недвижимости;
- место расположения;
- год постройки;
- площадь;
- этажность;
- кадастровый номер участка;
- материалы, используемые в строительстве;
- игформация о собственнике.
СКАЧАТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ МОЖНО ЗДЕСЬ
Присвоение адреса
В целях идентификации дома и оформления регистрации по месту жительства необходим адрес.
Присвоением адреса занимается муниципалитет. Для этого требуется заявление и документы, подтверждающие право собственности на все объекты недвижимости.
Срок предоставления услуги составляет 1 месяц, по истечении которого дому будет присвоен адрес. Заявитель о результате оказания услуги будет уведомлен официально.
После присвоения адреса необходимо зафиксировать его в данных государственного реестра прав на недвижимость. Для этого требуется получить кадастровый паспорт на дом с новым адресом, а затем обратиться в Росреестр.
Специалисты выдадут новый документ. Эта процедура нужна для последующего оформления прописки: в отсутствие правоустанавливающего документа зарегистрироваться невозможно.
Прописка в домах, построенных на садовых и дачных участках
Зарегистрироваться по месту жительства можно в садовых и дачных домиках. Для этого необходимо, чтобы загородный дом имел статус жилого. На обычной даче зарегистрироваться невозможно.
[box type=”download”]Чтобы перевести дом в статус жилого, требуется подать в муниципалитет заявление. К нему прикладываются документы, подтверждающие личность и право на дом, его техническое описание, а также проекты, содержащие данные о внутренних изменениях. 45 дней заявление находится на рассмотрении, а сам документ выдается в течение 3 дней с момента принятия решения.[/box]
Положительное решение принимается по тем объектам, которые имеют:
- постоянную площадь, пригодную для проживания;
- номер;
- кадастровый номер;
- подходят для проживания.
Пригодность дома к проживанию
Условия, определяющие это свойство постройки, установлены в различных законодательных актах.
Постройка оценивается как жилая по следующим критериям:
- Безопасность и надежность конструкций: стены, утеплители имеют хорошее состояние.
- Сама конструкция не наносит вред как внутри, так и снаружи.
- Системы, которыми оборудован дом, могут быть перенесены в другое место.
- Хорошая гидроизоляция от жидкости. Обязательно должно присутствовать водоотведение.
- Соответствие допустимому уровню шума.
- Чистый, без лишних примесей, воздух.
Обратная ситуация, при которой строение может быть признано непригодным для проживания в нем, возможна при наличии следующих условий:
- Износ конструкций, повлекших потерю прочности и устойчивости.
- Техногенная авария в зоне расположения участка.
- Несоответствие санитарным нормам, а также требованиям гигиены и эпидемиологии.
- Деформация дома, возникшая из-за катаклизмов или других чрезвычайных ситуаций.
Кто решает вопрос о признании дома жилым?
Этот вопрос относится к компетенции специальной комиссии.
В состав комиссии входят:
- муниципалитет;
- жилнадзор;
- санитарно-эпидемиологический надзор;
- БТИ;
- организации, контролирующие соблюдение пожарных, экологические промышленных правил безопасности;
- архитекторы;
- специалисты по проектированию.
Самому заявителю не нужно посещать каждое из перечисленных предприятий. Достаточно обратиться в муниципалитет.
Специалисты изучают представленные бумаги и проводят осмотр дома. Иногда требуется дополнительная проверка.
[blockquote style=”4″]По истечении месяца комиссия решает, пригоден ли дом для проживания либо отказывает в удовлетворении заявления. В случае отрицательного результата постройка признается аварийной или реконструируется. Законом заявителю предоставлено право судебного обжалования принятого решения.[/blockquote]
Сложности оформления дома в рамках дачной амнистии
При оформлении возможно возникновение непредвиденных ситуаций:
- Доказательство своих притязаний на сооружение. Обычно требует подготовки обширного пакета документов, что предполагает «обивание порогов».
- При отрицательном решении комиссии о возможности проживания в доме исправить ситуацию может только суд, а судебное разбирательство длится долго.
Дачная амнистия способ исправления правовых ошибок собственников. Кроме того, на участках под ИЖС можно стразу строить дом, минуя хождения по инстанциям, а впоследствии его зарегистрировать.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему Email - [email protected] |