Закон не устанавливает обязательных требований к акту сверки взаиморасчетов. Вместе с тем он должен быть правильно составлен и подписан, чтобы быть пригодным для всех целей, в которых его можно использовать. В частности, чтобы акт свидетельствовал о признании долга, он должен содержать размер долга на конкретную дату, данные сторон и другие сведения, которые позволяют достоверно установить, к каким именно обязательствам он относится. Подписать акт может генеральный директор организации или лицо, у которого есть соответствующая доверенность.
В какой форме составить акт сверки взаимных расчетов
Составить акт сверки вы, как правило, можете в произвольной форме. К ней нет обязательных требований (Письмо Минфина России от 18.02.2005 N 07-05-04/2). Но если вы утвердили форму акта как приложение к договору, нужно использовать ее (ст. 309 ГК РФ).
Рекомендуем разработать собственную форму акта сверки взаиморасчетов с контрагентами и закрепить ее в виде приложения к учетной политике вашей организации.
Обычно акт сверки оформляется в виде таблицы, содержащей данные двух сторон договора. На практике бухгалтерия использует те формы акта сверки, которые заведены в бухгалтерских программах. Программист организации может доработать эти формы под ваши нужды.
Что включить в акт сверки взаиморасчетов
Вы не обязаны включать в акт сверки реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Это связано с тем, что акт сверки не является первичным учетным документом (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.10.2017 N Ф03-3725/2017). Вместе с тем, если из вашего акта сверки не будет понятно, к каким именно расчетам он относится, суд может не принять его в качестве относимого доказательства (Определение ВС РФ от 02.02.2016 N 308-ЭС15-18441).
Рекомендуем включить в акт сверки:
- наименование документа;
- дату его составления;
- период сверки;
- номер и дату договора, по которому идет сверка;
- наименования сторон, их ИНН и/или ОГРН;
- информацию о входящем сальдо, то есть о состоянии расчетов на начало периода сверки;
- информацию о движении товаров, работ, услуг (все в денежном выражении) и денежных средств между контрагентами;
- валюту платежа, если вы имеете дело с иностранным контрагентом;
- ссылки на первичные документы;
- информацию об исходящем сальдо;
- информацию о наличии, размере и основаниях задолженности, если она есть;
- должность и Ф.И.О. лица, которое будет подписывать акт;
- номер и дату выдачи доверенности лицу, которое будет подписывать акт, если оно действует по доверенности. Копию этой доверенности вы можете передать вместе с актом;
- оттиск печати (при наличии).
Кто подписывает акт сверки взаимных расчетов
Подписывать акт сверки от имени организации без доверенности вправе ее руководитель — генеральный директор, президент и т.д. (п. 1 ст. 53 ГК РФ, п. 2 ст. 69 Закона об АО, п. 3 ст. 40 Закона об ООО).
Любое другое лицо, включая главного бухгалтера, может подписать документ от имени организации, только если у него есть на это полномочия по доверенности. В противном случае такой акт не будет создавать права и обязанности для юрлица (п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ). В связи с этим рекомендуем не принимать от контрагента акт сверки, подписанный его главным бухгалтером, если он одновременно не передаст вам доверенность или ее заверенную копию.
Вместе с тем, если на таком акте стоит печать контрагента, вы можете попытаться использовать его в суде. В случае спора суд исследует конкретные обстоятельства дела и может признать надлежащей подпись главного бухгалтера на акте сверки. Например, посчитать, что полномочия главного бухгалтера явствовали из обстановки, в которой он действовал, когда заверял акт сверки, скреплял свою подпись печатью организации (Определение ВС РФ от 30.11.2016 N 304-ЭС16-15613).
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему Email - [email protected] |