Получение выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
ДАТА ОБНОВЛЕНИЯ:
АВТОР:

Получение выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Общая информация

Нормативное регулирование получения выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Порядок получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) регулируется:

– ст. ст. 6 и 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон о госрегистрации);

– Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина России от 15.01.2015 N 5н; далее – Регламент).

 

 

Случаи, в которых необходимо получение выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (далее – реестр), могут предоставляться в том числе в виде выписок (абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона о госрегистрации, абз. 2 пп. 1, абз. 3 пп. 3 п. 17 Регламента).

Необходимо отметить, что в виде отдельной выписки из ЕГРИП предоставляются содержащиеся в реестре сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя (абз. 5 пп. 1 п. 17 Регламента).

Случаи, в которых организации или индивидуальному предпринимателю необходимо получить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о себе

В качестве необходимого документа (входящего в комплект прочих документов) организации и индивидуальные предприниматели обязаны представлять выписку из реестра, в частности, в следующих случаях:

– подача искового заявления в арбитражный суд (п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ);

– подача заявки на участие в открытом конкурсе или закрытом аукционе для заключения государственного или муниципального контракта (в этом случае может быть представлена также засвидетельствованная в нотариальном порядке копия выписки) (пп. “б” п. 1 ч. 2 ст. 51, пп. “б” п. 1 ч. 2 ст. 88 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”);

– подача заявки на участие в торгах при продаже предприятия должника (абз. 9 п. 11 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”);

– направление ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в состав земель другой категории (п. 2 ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”).

Кроме того, организация должна представить выписку из ЕГРЮЛ:

– при подаче заявления о получении разрешения на право организации рынка (п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”);

– для подтверждения полномочий лица, отчуждающего долю в складочном капитале хозяйственного партнерства, на распоряжение этой долей (ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 03.12.2011 N 380-ФЗ “О хозяйственных партнерствах”).

Выписка из реестра входит в число документов, которые организация или индивидуальный предприниматель вправе (но не обязаны) подавать при обращении в госорганы за предоставлением ряда государственных услуг. К числу последних относятся, например, регистрация транспортных средств в Госавтоинспекции, предоставление лицензии на осуществление определенных видов деятельности (в частности, образовательной), переоформление или продление лицензии, выдача ее дубликата.

Кроме того, организация может представлять выписку из ЕГРЮЛ, например, при регистрации СМИ, получении государственной аккредитации организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий.

На практике выписка из реестра также может потребоваться, в частности:

– при открытии расчетного счета в банке;

– при заключении любых договоров, если контрагент по сделке попросит представить выписку из реестра;

– при обращении к нотариусу для совершения нотариальных действий в отношении юридического лица;

– в иных случаях, когда требуется подтверждение полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица (выписка из ЕГРЮЛ может использоваться для этого в совокупности с иными документами). См. подробнее Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества, а также Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью.

Случаи, в которых необходимо получить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП об иной организации или индивидуальном предпринимателе

Выписка из реестра в отношении ответчика – организации или индивидуального предпринимателя должна быть приложена истцом к заявлению при подаче его в арбитражный суд (п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

Выписку из ЕГРЮЛ необходимо получить для нотариального удостоверения сделки по отчуждению доли или части доли в уставном капитале ООО (п. 13 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”).

Кроме того, наличие выписки из реестра может потребоваться, например, в следующих ситуациях:

– подтверждение организацией и индивидуальным предпринимателем в спорах с налоговыми органами того, что в выборе контрагентов они проявили должную осмотрительность.

Минфин России указывает, что проверка налогоплательщиком факта занесения сведений о другой стороне по договору в ЕГРЮЛ свидетельствует о его осмотрительности и осторожности в выборе контрагента (письма от 06.07.2009 N 03-02-07/1-340, от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, от 31.12.2008 N 03-02-07/2-231). Судебная практика в основном поддерживает данный подход, применяемый и к проверке факта занесения сведений в ЕГРИП – для индивидуальных предпринимателей (см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС, Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль);

– идентификация контрагента при заключении договора;

– признание организацией в расходах по налогу на прибыль безнадежного долга в связи с ликвидацией должника (см. Практическое пособие по налогу на прибыль);

– подтверждение соответствия организаций – сторон договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков условиям, предусмотренным ст. 25.2 НК РФ. Выписка из ЕГРЮЛ в этом случае может являться одним из подтверждающих документов (письма Минфина России от 02.03.2012 N 03-03-10/19, от 13.01.2012 N ЕД-4-3/[email protected], от 21.12.2011 N 03-03-10/120, от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831, ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/[email protected]).

Случаи, в которых необходимо получить выписку из ЕГРИП со сведениями о месте жительства индивидуального предпринимателя

Выписка из ЕГРИП со сведениями о месте жительства индивидуального предпринимателя может потребоваться:

– для предъявления в арбитражный суд или суд общей юрисдикции иска к индивидуальному предпринимателю. Данные о месте жительства ответчика – физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) должны быть указаны в подаваемом исковом заявлении (п. 3 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ);

– для установления местонахождения предпринимателя-должника.

Помимо получения сведений из реестра в виде выписки организации и физические лица могут получить данные сведения путем доступа к ним в электронном виде.

 

 

Сведения, которые могут быть получены из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, и лица, которые могут получить выписку

Перечень сведений, содержащихся в записях ЕГРЮЛ, приведен в п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, ЕГРИП – в п. 2 ст. 5 Закона о регистрации. Эти сведения являются открытыми и общедоступными, за исключением данных, доступ к которым ограничен (абз. 1 п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации).

Получить выписку из реестра может любое заинтересованное лицо (далее – заявитель): организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, а также представители указанных лиц (п. п. 2, 3 Регламента).

Сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются в особом порядке – в виде отдельной выписки из ЕГРИП по запросам физических лиц (абз. 1 п. 5 ст. 6 Закона о госрегистрации, абз. 5 пп. 1 п. 17, п. 24 Регламента).

Сведения, доступ к которым ограничен

К содержащимся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведениям, доступ к которым ограничен, относятся сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица (п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации):

– номер такого документа;

– дата его выдачи;

– наименование органа, выдавшего документ.

Получение индивидуальным предпринимателем информации о лицах, запрашивавших сведения о его месте жительства

Индивидуальный предприниматель вправе обратиться в налоговый орган с запросом о том, какие физические лица получили сведения о его месте жительства (абз. 2 п. 5 ст. 6 Закона о госрегистрации, пп. 2 п. 17, п. 25 Регламента).

 

 

Орган, выдающий выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, и срок действия выписки

Орган, выдающий выписку

Чтобы получить выписку из ЕГРЮЛ о конкретном юридическом лице, заинтересованное лицо может подать запрос в любой уполномоченный налоговый орган либо МФЦ при наличии соглашения о взаимодействии независимо от места жительства (пребывания) или места нахождения заинтересованного лица (п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 19.01.2018 N 43-р).

В аналогичном порядке допустимо получить выписку из ЕГРИП в отношении конкретного индивидуального предпринимателя, за исключением получения выписки о его месте жительства (пп. 1, 2 п. 22, п. 24 Регламента).

Запрос в бумажном виде о получении индивидуальным предпринимателем информации о лицах, которым предоставлялись сведения о его месте жительства, подается в уполномоченный налоговый орган по месту жительства предпринимателя (абз. 2 п. 21, п. 25 Регламента).

Информацию о порядке представления (направления) запросов см. в соответствующем разделе данного материала.

Контактная информация о налоговых органах, уполномоченных предоставлять сведения из реестров, приводится на сайтах ФНС России, УФНС России по субъектам РФ (абз. 1 п. 7 Регламента). Адреса сайтов УФНС России приведены на сайте ФНС России (www.nalog.ru).

Запрос о получении выписки из реестра может быть представлен и в электронной форме (абз. 3 п. 21 Регламента) с помощью интернет-сервиса (п. 27 Регламента), размещенного на сайте ФНС России (www.nalog.ru). Информацию об использовании интернет-сервиса см. в разделе о составлении и подаче запроса на предоставление выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

При наличии технической возможности запрос в электронной форме может быть направлен через Единый портал госуслуг (абз. 3 п. 21 Регламента).

Срок действия выписки

Срок действия выписки из реестра законодательно не установлен. В то же время к нему предъявляются определенные требования в ряде случаев, когда законодательно установлена обязанность предоставления выписки, а именно:

– при подаче искового заявления в арбитражный суд выписки об истце и ответчике должны быть получены не ранее чем за 30 дней до обращения истца в суд (п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ);

– при подаче заявки на участие в открытом конкурсе или закрытом аукционе для заключения государственного или муниципального контракта выписка должна быть получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса либо до даты направления приглашения принять участие в закрытом аукционе (пп. “б” п. 1 ч. 2 ст. 51, пп. “б” п. 1 ч. 2 ст. 88 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”);

– при нотариальном удостоверении сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале ООО, выписка в ряде случаев должна быть получена не ранее чем за 10 дней до обращения к нотариусу, а в ряде других случаев – не ранее чем за 30 дней (абз. 2 п. 13 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”).

Рекомендация: конкретный срок, не ранее которого должна быть получена выписка, следует уточнить в государственном органе, в который она будет представляться.

 

 

Порядок получения выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Составление запроса на предоставление выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Для получения выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе необходимо подать запрос (п. 20 Регламента). Форма не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде. При этом Регламентом определены обязательные сведения, которые следует включить в запрос (пп. 1 – 3 п. 20 Регламента):

1) об организации или индивидуальном предпринимателе, о которых запрашивается выписка:

– полное или сокращенное наименование юридического лица (согласно абз. 1 п. 1 ст. 54 ГК РФ в него входит указание на организационно-правовую форму организации) либо фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

– основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН) или индивидуального предпринимателя (ОГРНИП);

– идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

В случае если оба или один из реквизитов (ИНН или ОГРН) неизвестен, его можно установить с помощью сайта ФНС России (www.nalog.ru) по наименованию организации или одному из известных реквизитов;

2) о заявителе:

– данные, аналогичные тем, которые приводятся в запросе в отношении лица, о котором запрашивается выписка;

– телефон, почтовый адрес или адрес электронной почты;

– серия, номер, дата выдачи удостоверяющего личность документа и наименование органа, который выдал документ (если запрашиваются сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя).

Необходимо отметить, что запрос на предоставление выписки из ЕГРИП со сведениями о месте жительства индивидуального предпринимателя подается только от имени физического лица (абз. 1 п. 5 ст. 6 Закона о регистрации, п. 24 Регламента);

3) об удобном способе получения выписки.

Выписка может быть получена заявителем (его представителем) лично, по почте, в электронной форме с использованием сайта ФНС России (www.nalog.ru) или Единого портала госуслуг (www.gosuslugi.ru). Если в запросе не указан способ получения выписки, то она будет направлена по почте (абз. 2 пп. 3 п. 20 Регламента).

Рекомендуем также указать:

1) срочность запроса.

Предоставление выписки из реестра осуществляется либо по общим правилам в течение пяти дней, либо в срочном порядке – не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса (абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 N 462, пп. 1 п. 18 Регламента). На необходимость срочного предоставления выписки целесообразно указать в запросе;

2) количество требуемых экземпляров выписки.

Выписка из реестра (за исключением выписки о месте жительства индивидуального предпринимателя) может быть выдана в нескольких экземплярах, если за ее предоставление предусмотрена плата (абз. 4 п. 71 Регламента). Когда необходимо получить несколько экземпляров выписки, в запросе нужно указать точное их количество;

3) информацию о том, что запрашиваются сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя (если необходимо получить именно такие сведения).

Запрос подписывается заявителем. Исходя из пп. 2(г) п. 31 Регламента, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, следует указать фамилию и инициалы лица, подписавшего запрос.

Следует иметь в виду, что с 7 апреля 2015 г. наличие печатей для АО и ООО не является обязательным (ст. ст. 2, 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ). Вместе с тем такие организации вправе иметь печать, сведения о наличии которой должны содержаться в уставе. ФНС России указала, что документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них (письмо ФНС России от 05.08.2015 N БС-4-17/[email protected]).

Дополнительная информация о возможности получения выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в отношении ликвидированной организации и прекратившего деятельность индивидуального предпринимателя

Заинтересованное лицо может обратиться в налоговый орган с запросом о предоставлении выписки из реестра в отношении ликвидированного юридического лица или прекратившего деятельность индивидуального предпринимателя. В пп. 1 п. 17 Регламента, который определяет, в каком виде предоставляются содержащиеся в реестре сведения и документы, не установлено, что выписки в отношении недействующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаваться не должны. Кроме того, предоставление о них сведений не входит в перечни оснований для отказа в приеме запроса или в предоставлении выписки, которые приведены в п. п. 31, 33 Регламента. Сведения о ликвидированной организации и прекратившем деятельность индивидуальном предпринимателе хранятся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, и запрета на их выдачу не установлено. Ранее, в период действия Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438, к таким выводам в отношении недействующих юридических лиц пришел Верховный Суд РФ (решение от 06.11.2009 N ГКПИ09-1373). Эти выводы могут быть применимы и к случаям предоставления выписки из ЕГРИП в отношении индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность.

Составление запроса на предоставление выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в электронном виде и направление его через Интернет

Наряду с составлением рассматриваемого запроса на бумажном носителе существует возможность заполнить и отправить его в электронной форме с использованием интернет-сервиса (п. 27, абз. 3 п. 92 Регламента).

Исходя из положений Регламента о запросе в электронной форме организация или индивидуальный предприниматель могут получить выписку только в отношении самих себя (абз. 3 п. 92 Регламента).

Запрос (заявку) на предоставление выписки из ЕГРЮЛ может подать физическое лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени организации (п. 104 Регламента).

Заявитель должен иметь действующий сертификат ключа проверки электронной подписи – СКПЭП (сертификат CryptoPro), выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (п. 5 Указа Президента РФ от 15.05.2018 N 215, п. п. 27, 104 Регламента).

При подаче заявки (запроса) через интернет-сервис выписка из реестра предоставляется только в форме электронного документа (абз. 3 пп. 3 п. 17, п. п. 103, 113 Регламента).

После поступления запроса автоматически проверяется достоверность СКПЭП заявителя и его полномочий в соответствии с данными реестра (п. 105 Регламента). При выявлении оснований для возврата запроса формируется уведомление о невозможности предоставления сведений с указанием причины (пп. 4 п. 17, п. 106 Регламента).

Обратите внимание!

На сайте ФНС России (www.nalog.ru) в сервисе “Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа” размещена информация, согласно которой с помощью данного сервиса заинтересованное лицо может бесплатно получить сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в электронном виде и СКПЭП для этого не требуется.

Сведения из реестров в электронном виде предоставляются бесплатно (абз. 1 п. 1 ст. 7 Закона о госрегистрации) независимо от того, кто обратился с запросом. Следовательно, воспользоваться этим сервисом может любое лицо, направив запрос в отношении любой организации или индивидуального предпринимателя.

Ситуация из практики – возможные последствия при получении выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в электронном виде через интернет-сервис

Необходимо учесть, что государственные органы могут не принять распечатку выписки, полученной заявителем в электронном виде. Обычная выписка из реестра, которая выдается в бумажном виде согласно формам, приведенным в Приложении N N 2 и 3 к Регламенту, подписывается ответственным должностным лицом налогового органа и скрепляется печатью. Выписка, выданная в электронном виде, а затем распечатанная, не содержит оригиналов подписей указанных лиц и оттиска печати. Поэтому у лиц, которым организация будет представлять такую выписку, могут возникнуть сомнения относительно ее достоверности.

Рекомендация: целесообразно заранее узнать в том госоргане, в который будут подаваться документы, можно ли для совершения конкретных действий или получения конкретных документов представить распечатанную выписку из реестра, которая была получена в электронном виде.

Выписка из реестра, представленная налоговым органом в электронном виде с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации, может быть предъявлена истцом в арбитражный суд, причем также в электронном виде (абз. 7 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 “О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ “О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации”).

 

 

Оплата выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Если иное не установлено федеральными законами, сведения из реестра предоставляются за плату. Сведения о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа предоставляются бесплатно (абз. 1 п. 1 ст. 7 Закона о госрегистрации).

Размер платы за выдачу сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на бумажном носителе установлен абз. 2, 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 N 462 и зависит от срочности запроса:

– 200 руб. – за получение выписки в обычный срок;

– 400 руб. – за ее получение в срочном порядке.

Как следует из абз. 4 п. 71 Регламента, выписку можно запросить в нескольких экземплярах, при этом каждый из них оплачивается отдельно.

Заполнение платежного документа и оплата предоставления выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

На практике выписка из реестра оплачивается как безналичным способом, так и наличными денежными средствами через банк. В первом случае документом об оплате является платежное поручение, во втором – квитанция об оплате.

Реквизиты для заполнения платежных документов можно найти на сайте УФНС России по субъекту РФ или узнать в самом налоговом органе, выдающем выписки из реестра. Кроме того, сформировать платежный документ на оплату предоставления сведений позволяет сервис “Уплата госпошлины”, размещенный на сайте ФНС России (www.nalog.ru).

В законодательстве не уточняется, должно ли предоставление выписки из реестра быть оплачено тем же лицом, от имени которого подается запрос. В отношении выдачи выписок из ЕГРЮЛ МНС России ранее разъясняло, что если в графе “плательщик” платежного документа указано не то лицо, которое представило запрос, данный запрос не может быть отклонен или оставлен без рассмотрения по такому основанию (письмо от 13.10.2004 N 09-0-10/[email protected]). Полагаем, что данный вывод может быть применим и к выдаче выписок из ЕГРИП. Следовательно, в качестве плательщика может выступить любое лицо, а не только то, которое подает запрос о получении выписки из реестра.

 

 

Представление запроса о выдаче выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Для получения сведений из реестра запрос может быть представлен в соответствующий налоговый орган одним из следующих способов (абз. 2 п. 21 Регламента):

лично.

В таком порядке может подаваться запрос о предоставлении любых сведений (пп. 1, 2 п. 22, п. п. 24, 25 Регламента);

по почте.

Отметим, что этот способ не применяется при направлении запроса о месте жительства индивидуального предпринимателя и запроса предпринимателя о лицах, которые такие сведения получили. Такие запросы следует представлять непосредственно, с предъявлением удостоверяющего личность документа (п. п. 24, 25 и 58 Регламента);

– через многофункциональный центр.

Так можно подать только запрос о получении выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, за исключением выписки о месте жительства индивидуального предпринимателя (пп. 1, 2 п. 22, п. 24 Регламента).

При подаче запроса через представителя полномочия последнего должны быть подтверждены документально (абз. 3 пп. 3 п. 20 Регламента), например доверенностью.

Рекомендация: при направлении такого запроса по почте целесообразно приложить к нему документ, подтверждающий полномочия представителя, а при личном обращении – иметь такой документ при себе для предъявления.

Другие документы, необходимые для получения сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, в Регламенте не указаны.

Налоговый орган, уполномоченная организация не вправе требовать от заявителя представить документы и информацию или осуществить действия, которые не предусмотрены нормативно-правовыми актами, регулирующими предоставление сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Кроме того, не могут быть затребованы документы и информация, которые находятся в распоряжении самих налоговых органов, иных госорганов и уполномоченной организации, за исключением перечисленных в ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (п. 30 Регламента).

По собственной инициативе заявитель может представить документ, подтверждающий оплату получения выписки из реестра (п. 28 Регламента). Если такой документ к запросу не приложен, то налоговый орган, уполномоченная организация получают его самостоятельно путем направления межведомственного запроса в Федеральное казначейство (п. 64 Регламента).

На практике налоговые органы просят лицо, которое непосредственно обращается с запросом о предоставлении выписки, предъявить документ, удостоверяющий личность.

В обязательном порядке такой документ предъявляется при подаче запроса о предоставлении сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя и при получении предпринимателем информации о лицах, которые такие сведения получили (абз. 1 п. 5 ст. 6 Закона о госрегистрации, п. п. 24, 25, 58 Регламента).

Если имеются основания для отказа в приеме запроса или в предусмотренных случаях не представлен документ, удостоверяющий личность, запрос возвращается заявителю (абз. 1 п. 59 Регламента). При отсутствии данных обстоятельств он принимается к рассмотрению (абз. 1 п. 60 Регламента). В любом случае по просьбе заявителя на запросе может быть проставлена отметка о его приеме (отказе в приеме с указанием причины). При этом указываются фамилия, инициалы и должность ответственного специалиста, а также дата приема или отказа в приеме запроса. Если запрос принят, то для проставления отметки необходимо иметь его второй экземпляр (абз. 2 п. 59, абз. 1 п. 60 Регламента).

О составлении и предоставлении организацией запроса в электронной форме о выдаче выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП см. в разделе данного материала о составлении запроса.

В каких случаях может быть отказано в принятии запроса

Налоговый орган, уполномоченная организация могут отказать в приеме запроса по следующим основаниям (п. 31 Регламента):

1) в запросе физического лица (не являющегося индивидуальным предпринимателем), который представлен на бумажном носителе, отсутствует:

– фамилия, имя и отчество (при наличии);

– почтовый адрес или адрес электронной почты (если в качестве способа получения запрашиваемого документа указано направление по почте или электронной почте);

– подпись физического лица;

2) в запросе организации или индивидуального предпринимателя отсутствует:

– наименование организации-заявителя или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющегося заявителем;

– ОГРН (или ОГНИП) и ИНН заявителя;

– почтовый адрес или адрес электронной почты (если в качестве способа получения запрашиваемого документа указано направление по почте или электронной почте);

– подпись и указание фамилии и инициалов физического лица, представившего запрос в бумажном виде;

3) текст запроса не поддается прочтению;

4) данные владельца квалифицированного СКПЭП не соответствуют данным заявителя, которые указаны в запросе, направленном в электронном виде через интернет-сервис;

5) у заявителя отсутствуют полномочия на получение выписки о самом себе в электронном виде через интернет-сервис;

6) у заявителя отсутствует или является недостоверным СКПЭП (если запрос направлен через интернет-сервис).

 

 

Получение выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

В установленные сроки (не более пяти дней со дня получения обычного запроса или следующий рабочий день после получения срочного запроса) налоговый орган предоставляет заявителю в зависимости от запрашиваемой информации один из следующих документов (абз. 2, 4 п. 2 и п. 3 ст. 6, п. 7 ст. 6 Закона о госрегистрации, пп. 1 п. 18 Регламента):

1) выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (абз. 2 пп. 1 п. 17 Регламента).

Форма выписки из ЕГРЮЛ приведена в Приложении N 2, выписки из ЕГРИП – в Приложении N 3 к Регламенту. Требования к оформлению перечислены в п. п. 72 – 74 Регламента.

Исходя из абз. 4 п. 71 Регламента выписка из реестра на бумажном носителе выдается в количестве экземпляров, указанном в запросе;

2) выписку из ЕГРИП о месте жительства индивидуального предпринимателя (абз. 5 пп. 1 п. 17 Регламента). Ее форма приведена в Приложении N 6 к Регламенту;

3) справку об отсутствии запрашиваемой информации (абз. 6 пп. 1 п. 17 Регламента).

Такая справка выдается (п. п. 75, 90 Регламента):

– при отсутствии в реестре сведений о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе либо о лицах, запрашивающих сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя;

– при невозможности определить, в отношении какого именно юридического лица или индивидуального предпринимателя запрашиваются сведения.

При отсутствии запрашиваемой информации плата за выдачу сведений из реестра заявителю не возвращается, так как она взимается в том числе за предоставление указанных сведений в виде справки об отсутствии запрашиваемой информации (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2009 N А42-5594/2008);

4) информацию о лицах, получивших из ЕГРИП сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя (пп. 2 п. 17 Регламента). Форма приведена в Приложении N 7 к Регламенту.

Указанные документы предоставляются заявителю способом, указанным в запросе, а если он не указан – по почте (абз. 2 пп. 3 п. 20, абз. 1 п. 112 Регламента). Если запрос подавался через МФЦ, то документы, подлежащие выдаче, направляются в МФЦ (абз. 2 п. 112 Регламента).

Особенности получения выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП при подаче запроса в электронной форме

При подаче запроса на получение сведений из реестра через интернет-сервис выписка предоставляется не позднее следующего дня после регистрации запроса (абз. 1 п. 109 Регламента). При этом выписка выдается только в форме электронного документа (п. п. 103, 113 Регламента). См. информацию в разделе о составлении запроса на предоставление выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

При отсутствии оснований для возврата заявки формируется выписка в электронной форме с электронной подписью (п. 107 Регламента). Заявителю в интернет-сервисе предоставляется ссылка для скачивания, перейдя по которой он может получить выписку (п. п. 108, 113 Регламента). Выписка доступна для скачивания ограниченное время – в течение пяти рабочих дней после предоставления ссылки. До истечения срока заявитель может считывать по данной ссылке сформированную выписку неограниченное количество раз (абз. 2, 3 п. 109 Регламента).

Если имеются основания для отказа в приеме запроса, то не позднее дня, следующего за его поступлением, заявителю через интернет-сервис направляется уведомление о невозможности предоставления выписки с указанием причины (пп. 4 п. 17, абз. 3 п. 61 Регламента).

Отказ в предоставлении выписки или ее непредоставление в установленный срок

Отказ в предоставлении сведений, содержащихся в реестре, не допускается, за исключением данных, доступ к которым ограничен (п. 4 ст. 6 Закона о госрегистрации).

Однако в п. 33 Регламента перечислены случаи, в которых запрашиваемый документ не предоставляется. К ним относятся:

– непредставление заявителем удостоверяющего личность документа в случае, если запрашиваются сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя или информация о лицах, которые получили указанные сведения (п. п. 24, 25 Регламента);

– наличие информации о непоступлении оплаты (если сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП предоставляются за плату). При этом заявителю выдается (направляется) уведомление о невозможности предоставления сведений с указанием причины и приложением документа об оплате, если он был представлен (пп. 4 п. 17, п. п. 76, 87 Регламента).

Дополнительная информация о возможных действиях заявителя при отказе в выдаче выписки, при неправомерной выдаче справки об отсутствии запрашиваемой информации, а также при невыдаче выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в установленный срок

Если заявителю было отказано в предоставлении выписки из реестра, справки об отсутствии запрашиваемой информации, или вместо сведений о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе была выдана справка об отсутствии запрашиваемой информации (в том случае, когда запрашивающее лицо уверено, что в реестре содержится такая информация например, если организацией (индивидуальным предпринимателем) был подан запрос в отношении самой себя), или выписка из реестра, справка об отсутствии запрашиваемой информации не была выдана в установленный срок (пять дней с момента получения обычного запроса, следующий рабочий день – при срочном запросе), соответствующее решение (действие, бездействие) можно обжаловать в судебном порядке.

Обращаться следует в арбитражный суд (если выписка из ЕГРЮЛ запрашивалась юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) или в суд общей юрисдикции (если за выпиской обращалось физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем). Заявление при этом будет рассматриваться в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ или гл. 22 КАС РФ соответственно. Обжаловать действие (бездействие) можно в течение трех месяцев со дня, когда организации или физическому лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Кроме того, возможен административный порядок обжалования, установленный в гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (далее – Закон N 210-ФЗ) и разд. V Регламента. В ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ, п. 125 Регламента приведен примерный перечень тех нарушений порядка предоставления госуслуг, которые могут обжаловаться в досудебном (внесудебном) порядке. К ним относятся, в частности, нарушение срока предоставления госуслуги, отказ в ее предоставлении по основаниям, не установленным нормативно-правовыми актами, требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, отказ в приеме документов.

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены в ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ, Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 (далее – Правила), и п. п. 126 – 134 Регламента. Жалоба подается в тот орган, который предоставляет госуслугу (ч. 1 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ, п. 2 Правил, п. 126 Регламента). Обжаловать решения и действия (бездействие) налогового органа можно также в вышестоящем органе (п. 2 Правил). Решение руководителя (должностного лица) налогового органа обжалуется только в вышестоящем органе. Если запрос о выдаче выписки подавался в районную налоговую инспекцию, вышестоящим органом будет УФНС России по субъекту РФ. Если же запрос подавался в данное управление, вышестоящим органом является ФНС России. При подаче запроса через МФЦ жалобу на его решения, действия (бездействие) можно подать учредителю МФЦ или иному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом субъекта РФ на рассмотрение жалобы (п. 2 Правил).

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 5 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ, п. 3 Правил, абз. 3 п. 127 Регламента.


Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему

Email - [email protected]