Затраты на подарки сотрудникам и клиентам в расходах по налогу на прибыль учесть нельзя. Исключением являются случаи, когда затраты на подарки можно признать экономически оправданными и документально подтвержденными. Например, подарки в рамках рекламной акции можно признать рекламой и учесть в рекламных расходах. А подарки сотрудникам за производственные результаты, предусмотренные системой оплаты труда, можно учесть в составе расходов на оплату труда.
Как учесть подарки клиентам при расчете налога на прибыль
Подарки клиентам являются безвозмездной передачей имущества и не уменьшают налог на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ, п. 1 ст. 572 ГК РФ). Поэтому в большинстве случаев учесть такие расходы не получится.
В отдельных ситуациях расходы на подарки можно учесть, если они соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и могут быть отнесены, например:
- к рекламным расходам;
- премии покупателю за выполнение определенных условий договора.
В составе рекламных расходов подарки можно учесть, если вы их дарите при проведении рекламной акции. При этом помните, что размер рекламных расходов может быть ограничен нормативом – расходы на отдельные виды рекламы не должны превышать 1% выручки от реализации (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).
См. также: Как учесть расходы на рекламу при расчете налога на прибыль
Вы можете учесть рекламные расходы, только если проводите акцию среди неопределенного круга лиц. Ведь реклама – это распространенная для неопределенного круга лиц информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Если вы проводите рекламную акцию только среди своих клиентов и в рамках нее дарите подарки, то расходы на такие подарки учесть нельзя. Клиенты – это определенный круг лиц. Такая акция не является рекламой, а значит расходы на такие подарки нельзя признать рекламными (Письмо Минфина России от 22.02.2018 N 03-03-06/1/11485).
Премия покупателям при выполнении ими определенных условий договора учитывается в расходах по налогу на прибыль на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. Поэтому если подарок является премией покупателю за выполнение установленного условия, то расходы на такие подарки можно учесть в расходах на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Причем затраты на такие подарки могут уменьшать налогооблагаемую базу только в том случае, если цена единицы товара не изменяется (Письмо Минфина России от 14.04.2017 N 03-03-06/1/22268).
Например, если при единовременной покупке косметики на 3 000 руб. вы дарите покупателю гель для душа, то такой подарок можно считать премией в натуральной форме. Затраты на подарочные гели для душа вы можете учесть во внереализационных расходах на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. При этом для налогового органа вы должны подтвердить документально, что такое условие было установлено и что все подарки были переданы покупателям при соблюдении этого условия.
См. также: Как поставщику учитывать бонусы, предоставленные покупателю, при расчете налога на прибыль
Как учесть подарки сотрудникам при расчете налога на прибыль
Стоимость подарков сотрудникам нельзя включить в расходы (п. п. 16, 21 ст. 270 НК РФ). Исключением является поощрение за труд в виде подарка (ст. 191 ТК РФ). При этом возможность поощрения подарком должна быть предусмотрена трудовым договором и локальными актами организации, например коллективным договором или положением об оплате труда. Такой подарок должен быть связан с производственными результатами работника. Стоимость подарка в этом случае можно учесть как расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ, Письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-03-06/2/26291).
А вот затраты на подарки к юбилеям и праздникам учесть в расходах нельзя, потому что с результатами труда они не связаны.
Новогодние подарки в расходах по налогу на прибыль не учитываются (п. п. 16, 21 ст. 270 НК РФ). Исключением являются подарки к Новому году, которые дарятся в связи с производственными достижениями сотрудников. Стоимость таких подарков можно учесть в составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). Главное, чтобы подарки за труд были предусмотрены системой оплаты труда (трудовым договором, коллективным договором или положением об оплате труда).
