Требования к качеству платных образовательных услуг

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
ДАТА ОБНОВЛЕНИЯ:
АВТОР:

Устанавливая в договоре оказания платных образовательных услуг требования к качеству услуг, стороны должны руководствоваться положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон об образовании).

Помимо Федерального закона об образовании качество платных образовательных услуг регулируется также Правилами оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706; далее – Правила).

При согласовании качества образовательных услуг стороны могут установить приведенные ниже требования.

 

Требования к преподавательскому составу исполнителя:

– наличие определенной квалификации, ученых степеней и званий;

– опыт преподавательской работы;

– наличие научных работ по определенной тематике;

– соблюдение определенного стиля одежды (например, делового);

– владение приемами публичного выступления, хорошая дикция и др.

Стороны могут согласовать проведение обучения только определенными преподавателями, а также иные требования к специалистам исполнителя.

Примеры формулировки условия:

“Исполнитель должен обеспечить проведение обучения преподавателями, отвечающими следующим требованиям: ___________________________ (перечислить требования)”.

“Семинар (курсы) должен проводиться следующими преподавателями: _____________ (указываются Ф.И.О., ученые степени и звания, место работы)”.

 

Требования к проведению занятий:

– соответствие содержания учебного материала предусмотренной договором образовательной программе исполнителя;

– простота, ясность, логичность и доступность изложения материала, иллюстрирование практическими примерами (например, для курсов повышения квалификации или бизнес-семинаров);

– предоставление учебно-методической литературы (учебников, методических пособий, раздаточного материала и т.п.), рекомендаций о литературе для самостоятельного изучения;

– другие требования, относящиеся к образовательному процессу.

 

Требования к организации процесса обучения:

– соответствие образовательных программ и условий их реализации федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям, а также иным образовательным стандартам и требованиям в соответствии со ст. ст. 11, 12 Федерального закона об образовании;

– техническая оснащенность аудиторий;

– своевременное информирование заказчика и обучающихся о времени и месте проведения занятий; предоставление исполнителем заказчику до заключения договора и в период его действия достоверной информации о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора (информация предоставляется в месте фактического осуществления образовательной деятельности и в месте нахождения филиала); доведение исполнителем до заказчика информации, содержащей сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, предусмотренных Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” и Федеральным законом об образовании (п. п. 9 – 11 Правил).

 

Примеры формулировки условия:

“Исполнитель обязан не позднее двух дней до начала занятий сообщить заказчику и обучающимся о месте и времени их проведения. Перенос занятий осуществляется по уважительным причинам по согласованию с заказчиком. При этом исполнитель обязан сообщить заказчику и обучающимся о новом месте и времени проведения занятий не позднее окончания дня, на который было назначено занятие”.

“Занятия должны проводиться в помещениях, находящихся в надлежащем техническом состоянии, оснащенных современной аудио- и видеотехникой, мебелью. Вся техника, мебель должны быть в хорошем состоянии. В помещениях должна проводиться ежедневная влажная уборка”.

 

Требования к результату обучения:

– соответствие полученных обучающимися знаний и умений запланированным результатам освоения, установленным образовательной программой исполнителя. Результаты освоения основных образовательных программ определяются согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (п. 3 ч. 3 ст. 11 Федерального закона об образовании);

– получение квалификации по завершении профессионального образования и обучения (ч. 1 ст. 12 Федерального закона об образовании);

– овладение практическими умениями и навыками, на получение которых направлена образовательная программа;

– получение обучающимися по результатам аттестации, защиты квалификационной работы документа об образовании и (или) о квалификации, а также получение лицами, освоившими образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документов об обучении (ст. 60 указанного Закона).

 

Пример формулировки условия:

“Результатом обучения является овладение обучающимися знаниями и умениями согласно образовательной программе исполнителя, навыками практического использования полученных знаний”.

 

При согласовании требований к результату обучения заказчик должен учитывать, что для достижения запланированного результата недостаточно действий исполнителя, необходимы также действия обучающихся, т.е. лиц, осваивающих образовательную программу (п. 2 Правил). К числу обучающихся могут относиться:

– сам заказчик, если он является физическим лицом и получает образовательные услуги лично;

– работники заказчика;

– иные лица, в пользу которых заключается договор образовательных услуг (ст. 430 ГК РФ).

Перечень обязанностей обучающихся предусмотрен ч. 1 ст. 43 Федерального закона об образовании. В договоре могут быть установлены иные обязанности обучающихся, не указанные в Законе (ч. 2 ст. 43 Федерального закона об образовании).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона об образовании обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план.

Неисполнение этой обязанности влечет неблагоприятные последствия для заказчика, а именно дает исполнителю право на одностороннее расторжение договора об оказании платных образовательных услуг (пп. “б” п. 21 Правил). Договор с обучающимся или родителями (законными представителями) расторгается на основании распорядительного акта исполнителя об отчислении обучающегося (п. 2 ч. 2 ст. 61, ч. 4 ст. 61 Федерального закона об образовании).

Также исполнитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося (пп. “д” п. 21 Правил, п. 7 ст. 54 Федерального закона об образовании).

При расторжении договора по этому основанию принятие распорядительного акта об отчислении обучающегося не предусмотрено.

До издания Правил, установивших право исполнителя на расторжение договора в одностороннем порядке при неисполнении обучающимся своих обязанностей, суды приходили к выводу об отсутствии оснований для привлечения исполнителя к ответственности за неисполнение своих обязательств в связи с ненадлежащими действиями (бездействием) работников заказчика, являющихся обучающимися.

 

Обязательные требования к качеству платных образовательных услуг (услуг по обучению)

Данные требования содержатся в следующих правовых актах и нормативных документах:

– федеральные государственные образовательные стандарты, устанавливающие обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки (ч. 6 ст. 2, ст. 11 Федерального закона об образовании);

– федеральные государственные требования, предъявляемые к минимуму содержания и структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам (ч. 8 ст. 2 указанного Закона);

– образовательные стандарты и требования, самостоятельно утверждаемые образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом об образовании или указом Президента РФ (ч. 7 ст. 2 Федерального закона об образовании). К таким организациям относятся МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория “федеральный университет” или “национальный исследовательский университет” (ч. 10 ст. 11, ст. 24 Федерального закона об образовании), а также образовательные организации, вошедшие в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 09.09.2008 N 1332.

Обязательными могут быть требования к кадровому составу и материально-техническому обеспечению образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, к обеспечению библиотечным фондом, формам проведения занятий и др. См., например:

– разд. VII Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511;

– п. п. 5.2, 5.3 государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам по дополнительной профессиональной образовательной программе “Экономика и управление на предприятии нефтегазового комплекса” для получения дополнительной квалификации “Менеджер нефтегазового предприятия” (утв. Минобразованием России 22.12.2003).

 

Недостатки платных образовательных услуг

Легальное определение недостатка и существенного недостатка платных образовательных услуг дано в абз. 4, 7 п. 2 Правил.

Так, под недостатками услуг подразумеваются следующие нарушения:

– несоответствие платных образовательных услуг обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке;

– несоответствие услуг условиям договора (при отсутствии условий или их неполноте – обычно предъявляемым требованиям);

– несоответствие услуг целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются;

– несоответствие услуг целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора;

– оказание услуг не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью программы).

При обнаружении недостатка платных образовательных услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с п. 17 Правил. Заказчик вправе по своему выбору потребовать от исполнителя безвозмездного оказания образовательных услуг, соразмерного уменьшения стоимости оказанных услуг либо возмещения понесенных им расходов на устранение недостатков оказанных услуг своими силами или силами третьих лиц.

Если в установленный договором срок недостатки исполнителем не устранены, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков (п. 18 Правил).

Отказаться от исполнения договора на основании этой нормы заказчик может и при обнаружении существенного недостатка оказанных платных образовательных услуг или иных существенных отступлений от условий договора.

Под существенным недостатком платных образовательных услуг понимается неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов либо затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.


Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему

Email - [email protected]