Для проведения запроса предложений в электронной форме необходимо составить и разместить в ЕИС документацию о закупке, извещение и проект договора. В процессе проведения запроса предложений необходимо выявить его участников и определить победителя. Договор заключается с победителем не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Закрытый запрос предложений в электронной форме имеет ряд особенностей. Например, сведения о такой закупке не размещаются в ЕИС.
Как подготовиться к проведению запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
Запрос предложений в электронной форме является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 3, 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Запрос предложений позволяет выявить участника, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия исполнения договора. Заявки оцениваются на основании установленных в документации критериев (ч. 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Конкретные случаи, когда можно проводить запрос предложений, устанавливаются в положении о закупке заказчика. Если запрос предложений проводится в отношении объекта закупки, который не соответствует ограничениям, предусмотренным положением заказчика, либо при его проведении нарушаются какие-либо иные требования к данному виду закупки, которые установлены положением (например, к цене товара, работы, услуги), то его проведение могут обжаловать (ч. 2 ст. 2, ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Заказчику необходимо учесть наличие утвержденного перечня товаров (работ, услуг), закупка которых осуществляется только в электронной форме (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616).
Приобретение товара (работ, услуг) путем проведения запроса предложений нужно включить в план закупки, за исключением случаев, предусмотренных законом. Недопустимо проводить закупку, которая не включена в план закупки, размещенный в ЕИС, и заключать договор по ее результатам. По аналогии с требованиями к конкурсу и аукциону при внесении изменений в план закупки рекомендуем проводить запрос предложений не ранее дня размещения таких изменений в ЕИС. Неразмещение в ЕИС изменений в плане закупки могут обжаловать (ч. 5.1, 9, п. 3 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Каков порядок проведения запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
При проведении запроса предложений обычно необходимо:
- составить документы, указанные в положении о закупке, в том числе (ч. 9 ст. 3.2, ч. 5, 9, 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):
— извещение о проведении запроса предложений;
— документацию о проведении запроса предложений;
— проект договора.
Указанные документы подлежат размещению в ЕИС не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения запроса предложений. В них включается информация, предусмотренная Законом N 223-ФЗ и положением о закупке (ч. 23 ст. 3.2, ч. 9, 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
- составить необходимые протоколы и выявить победителя (ч. 13, 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
После проведения запроса предложений необходимо заключить договор (ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Заказчик не может проводить переговоры с оператором электронной площадки, если они создают кому-либо преимущественные условия участия или создают условия для разглашения конфиденциальной информации (ч. 9 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ).
Как составить извещение о проведении запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
Извещение не должно противоречить положениям документации и должно содержать следующее (ч. 8, 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):
- сведения о заказчике, в том числе:
— наименование;
— место нахождения и почтовый адрес;
— адрес электронной почты и номер контактного телефона заказчика;
- сведения о предмете договора и его условиях, в том числе:
— количество поставляемого товара (объема выполняемой работы, оказываемой услуги);
— краткое описание предмета закупки (при необходимости);
— место поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);
— сведения о начальной (максимальной) цене договора;
- сведения о закупке, в том числе:
— способ закупки;
— адрес электронной площадки в сети Интернет и порядок предоставления документации о закупке;
— дату начала подачи заявок, а также дату и время окончания их подачи;
— порядок подачи заявок;
— порядок подведения итогов запроса предложений и каждого его этапа.
Требование об обеспечении заявки можно установить, если оно предусмотрено положением и начальная (максимальная) цена договора больше 5 млн руб. (ч. 25, 26, 27 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). При этом обычно указывают:
- точный размер обеспечения, который не должен превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора;
- способы предоставления обеспечения (например, денежные средства или банковская гарантия) и требования к ним, в том числе условия банковской гарантии;
- порядок и срок его предоставления и возврата;
- случаи невозврата участнику обеспечения: уклонение или отказ участника от заключения договора, а также непредоставление (предоставление с нарушением) обеспечения исполнения договора.
В извещении также целесообразно указать сведения о порядке, способах и сроках предоставления обеспечения исполнения договора (включая его размер), если оно предусмотрено положением о закупке.
Как составить документацию для проведения запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
Документация не должна противоречить положению о закупке. В противном случае запрос предложений могут признать недействительным. При их несоответствии применяется положение о закупке (п. 21 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
В документацию включаются сведения, содержащиеся в извещении, а также следующая информация (ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):
- описание предмета закупки, включая требования к закупаемым товарам (работам, услугам).
Например, необходимо указывать характеристики товара (функциональные, технические, качественные) без указания на товарные знаки или сопровождая их словами «или эквивалент», за исключением некоторых случаев (ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- сведения о предмете договора и его условиях, в том числе:
— условия исполнения договора, в частности порядок, срок и место поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);
— форма, сроки и порядок оплаты по договору;
— порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
- требования к участникам закупки, предусмотренные положением о закупке, и к их заявке (содержанию, форме, оформлению и составу).
Нельзя устанавливать неизмеряемые и невыполнимые требования (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
Установленные требования должны применяться одинаково ко всем участникам (ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- требования к описанию участниками предлагаемого товара (работы, услуги), его характеристик (количественных, функциональных, качественных);
- этапы запроса предложений (если они предусмотрены положением о закупке) и порядок подведения их итогов. Например, при проведении запроса предложений можно предусмотреть следующие этапы:
— проведение квалификационного отбора;
— проведение переторжки (позволяет участникам добровольно изменить свои ценовые предложения или условия исполнения договора).
Для каждого этапа при необходимости можно предусмотреть право рассматривать, оценивать и отклонять заявки, а также указать основания для их отклонения. Предъявление к участникам требований, не предусмотренных положением о закупке и документацией, и (или) необоснованное отклонение заявок могут обжаловать (ч. 9, п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. Обычно устанавливаются стоимостные и нестоимостные критерии. Нестоимостные критерии могут учитывать, например, характеристики предмета закупки. Рекомендуется предусмотреть величины значимости каждого критерия и порядок их расчета.
Критерии оценки заявок, например «профессионализм» или «положительная деловая репутация», допустимо устанавливать, если они носят измеряемый характер и объективно можно определить соответствие участника этим критериями. В документации целесообразно детализировать порядок, критерии оценки и сопоставления заявок (п. п. 4, 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018));
- дата рассмотрения заявок участников и подведения итогов закупки;
- сведения о порядке и сроках предоставления разъяснений положений документации, извещения.
Запрос о даче разъяснений может направить любой участник, если соблюден срок направления такого запроса. Дать разъяснения необходимо в течение трех рабочих дней с даты его получения. Недопустимым является разъяснение, изменяющее предмет закупки либо существенные условия проекта договора и (или) содержащее сведения о лице, направившем такой запрос (ч. 2, 3, 4 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Можно установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законами N 223-ФЗ и N 44-ФЗ (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
В документации также целесообразно указать сведения о порядке и сроках внесения изменений в извещение и документацию. Изменения подлежат размещению в ЕИС в течение трех дней с даты их принятия. А срок для подачи заявок после внесения таких изменений должен составить не менее половины срока, предусмотренного в положении для запроса предложений. При необходимости данный срок можно продлить (ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Как составить проект договора для проведения запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
Содержание проекта договора определяется, в частности, исходя из потребностей заказчика, требований положения о закупке, извещения, Закона N 223-ФЗ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ.
В проекте договора необходимо указать условия исполнения договора, содержащиеся в извещении. Кроме того, целесообразно предусмотреть:
- ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
- порядок и сроки приемки товара, работы (ее результатов) или услуги.
Порядок отмены запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
Возможность (а при необходимости — случаи) отмены запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ устанавливаются в положении о закупке. Заказчик вправе принять решение об отмене запроса предложений до момента окончания срока подачи заявок, а при наступлении обстоятельств непреодолимой силы — в любое время до заключения договора. Решение об отмене запроса предложений размещается в ЕИС в день его принятия (ч. 5, 6 и 7 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Как выявить участников запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
При выявлении участников запроса предложений и определении победителя на каждом этапе составляются протоколы. Если этапы закупки не предусмотрены, оформляется только итоговый протокол.
В протоколы обязательно включается информация, указанная в Законе N 223-ФЗ, и другая информация, установленная положением о закупке (ч. 13, 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Например, во всех протоколах должна быть указана дата их подписания, так как они подлежат опубликованию не позднее чем через три дня с этой даты (ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Победителем запроса предложений в электронной форме является лицо, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия исполнения договора согласно предусмотренным критериям (ч. 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Как оформить протокол в ходе проведения этапа запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
Протокол, составляемый в ходе проведения этапа запроса предложений, оформляется, если при проведении данной закупки предусмотрены этапы. В него включаются сведения о количестве заявок, поданных на участие в закупке, с указанием даты и времени их регистрации (п. 2 ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Если положением и документацией для данного этапа предусмотрено право рассматривать и отклонять заявки участников, то в протокол включается информация о количестве отклоненных заявок и причинах их отклонения. При этом указываются положения документации, которым не соответствует каждая заявка (п. 3 ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Если предусмотрено право проводить оценку заявок, в протоколе нужно отразить результаты оценки с указанием итогового решения о соответствии заявок требованиям документации, а также о присвоении им значений по всем критериям оценки (п. 4 ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Как оформить протокол подведения итогов запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
По результатам проведения закупки оформляется протокол подведения итогов закупки. В него включаются следующие сведения (ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ):
- количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
- порядковые номера заявок, ранжированные по мере уменьшения степени их выгодности, а также информация о ценовых предложениях участников. Первый номер присваивается заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора (победитель). При наличии одинаковых предложений первый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других (п. 4 ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Если на этапе подведения итогов предусмотрено право рассматривать и отклонять заявки, то в протокол необходимо внести сведения:
- о результатах рассмотрения заявок с указанием количества отклоненных заявок;
- об основаниях отклонения каждой заявки с указанием положений документации, которым она не соответствует.
Если предусмотрено право проводить оценку заявок (окончательных предложений), в протоколе необходимо привести результаты оценки заявок (окончательных предложений) с указанием решения комиссии о присвоении каждой заявке (окончательному предложению) значения по всем предусмотренным критериям.
Как оформить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в запросе предложений в электронной форме по 223-ФЗ
Если на участие в запросе предложений подана только одна заявка, то можно составить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в запросе предложений. В нем необходимо отразить сведения, предусмотренные ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, в том числе результаты рассмотрения единственной заявки.
В данной ситуации запрос предложений может быть признан несостоявшимся, если это предусмотрено положением.
Как оформить протокол признания запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ несостоявшимся
Запрос предложений может быть признан несостоявшимся, например, если заявки на участие в нем не подавались или все поданные заявки отклонены.
Все основания признания запроса предложений несостоявшимся должны содержаться в положении о закупке.
Решение о признании запроса предложений несостоявшимся может быть принято на любом этапе. В этом случае в протоколе необходимо указать причины признания запроса предложений таковым (п. 5 ч. 13, п. 7 ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Каковы порядок и срок заключения договора по результатам проведения запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
Договор составляется заказчиком путем включения в проект договора сведений о победителе, его ценовом предложении и предложенных им условий исполнения договора.
Договор должен быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Превышение этого срока возможно в любом из следующих случаев (ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ):
- необходимо получить одобрение органа управления заказчика;
- антимонопольный орган рассматривает жалобу.
Тогда договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты получения одобрения органа управления заказчика или принятия решения антимонопольным органом.
Разместить в ЕИС сведения о заключении договора необходимо в течение трех рабочих дней со дня его заключения (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ).
Сведения об изменении количества, объема и (или) цены закупаемых товаров (работ, услуг), а также сроков исполнения договора размещаются в ЕИС в течение 10 дней со дня изменения этих условий (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Положением о закупке может быть предусмотрено право заказчика заключить договоры с несколькими участниками запроса предложений (ч. 28 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Каковы порядок и особенности проведения закрытого запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
Закрытые закупки проводятся по основаниям, указанным в Законе N 223-ФЗ. Конкретные случаи проведения именно закрытого запроса предложений в электронной форме надо установить в положении о закупке. Этот правовой акт, как следует из п. 6 Информационного письма Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718, должен также соответствовать Закону N 223-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ. Внести изменения в положение о закупке необходимо до 01.01.2019 (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ).
Кроме того, дополнительно к документам, необходимым при проведении запроса предложений, нужно составить приглашение принять участие в закупке.
Сведения о такой закупке и договоре, заключенном по ее результатам, в ЕИС не размещаются.
Когда проводится закрытый запрос предложений в электронной форме по 223-ФЗ
Закрытые закупки проводятся в таких случаях (ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ):
- сведения о закупке составляют гостайну;
- Правительством РФ определено, что сведения не являются гостайной, но не подлежат размещению в ЕИС. К ним относятся сведения (ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):
— о конкретной закупке;
— закупке из утвержденного перечня и (или) группы товаров, работ, услуг. Например, такие перечни утверждены в сфере космической деятельности (Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2015 N 1247-р), в сфере использования атомной энергии (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2015 N 2662-р);
— закупке товаров (работ, услуг) из утвержденного перечня и (или) группы, которую проводит конкретный заказчик.
Правительство РФ также может установить основания, по которым в ЕИС нельзя размещать информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;
- координационным органом Правительства РФ определено, что сведения не являются гостайной, но не подлежат размещению в ЕИС. К ним относятся сведения (п. п. 2, 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ):
— о конкретной закупке;
— закупке определенных видов продукции машиностроения.
Случаи проведения именно закрытого запроса предложений в электронной форме необходимо предусмотреть в положении о закупке. Иначе проведение закупки могут обжаловать (ч. 2 ст. 2, ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Каковы особенности проведения закрытого запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ
Извещение о проведении закупки, документация для закупки и проект договора составляются по общим правилам. В эти документы включается информация, предусмотренная Законом N 223-ФЗ и положением о закупке. Также необходимо подготовить приглашение принять участие в закупке (ч. 3 ст. 3.5, ч. 5, 9, 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Законом N 223-ФЗ не установлены требования к содержанию этого приглашения. Считаем, что в нем целесообразно указать:
- сведения о заказчике;
- адресата письма (наименование или Ф.И.О.);
- предмет проводимой закупки;
- порядок и срок подачи заявок.
При проведении закрытого запроса предложений в электронной форме никакие документы в ЕИС не размещаются. Их надо направить двум или более лицам, способным выполнить условия договора, не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения закупки (ч. 3 ст. 3.5, ч. 23 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Правила направления документов участникам закупки устанавливаются в положении о закупке. Порядок работы на электронной площадке, включая условия размещения на ней электронных документов, определяет Правительство РФ. При этом заказчики должны соблюдать сроки, указанные в Законе N 223-ФЗ (ч. 3, 4 ст. 3.5, ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Закрытые закупки должны проводиться на электронной площадке, оператором которой является общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (www.astgoz.ru) (ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р).
Как выявить участников закрытого запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ и заключить договор
По общему правилу прием заявок на участие в электронной закупке обеспечивает оператор электронной площадки. После окончания срока подачи заявок он предоставляет заказчику доступ к ним.
При выявлении участников и определении победителя на каждом этапе составляются протоколы. Требования к их составлению такие же, как и при обычном запросе предложений в электронной форме.
Победителем закрытого запроса предложений в электронной форме является лицо, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия исполнения договора согласно предусмотренным критериям (ч. 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
С победителем необходимо заключить договор. Порядок и срок его заключения не отличается от других закупок.
Необходимо учитывать, что сведения о заключении договора по результатам закрытого запроса предложений в электронной форме не размещаются в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5, ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ).
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему Email - [email protected] |