Безвозмездная передача основных средств – удобный, но довольно редкий способ передачи имущества между юридическими лицами. Безвозмездность этой операции привлекает внимание проверяющих органов, поэтому оформлению документов и порядку отражению в бухгалтерском и налоговом учете следует уделять пристальное внимание.
Передача имущества может быть оформлена по-разному. В некоторых случаях установленные запреты можно обойти, применив иные договорные формы.
Когда можно подарить?
Рассматривая вопрос, касающийся возможности дарения между организациями, необходимо отметить следующее. Передача имущества на безвозмездной основе признается дарением.
Регулируется эта процедура Гражданским кодексом, в котором содержится ограничение на дарение между организациями. Проще говоря, между двумя не взаимосвязанными учреждениями оно формально запрещено. Если, конечно, ценность подарка не превышает 3000 руб.
[box type=”download”] Принимая во внимание требования к основным средствам, можно сделать вывод, что их передача в рамках договора дарения невозможна, поскольку стоимость имущества должна быть не менее 40 тыс.[/box]
На практике распространены ситуации, когда учредитель дарит компании имущество, рассчитывая на увеличение прибыли, и как следствие, своих доходов. В такой ситуации отсутствует признак, обязательный для дарения – абсолютная безвозмездность. В этой ситуации применяется договор безвозмездной передачи.
Однако такой вид договоров не предусмотрен законодательно. Между тем определено, что участники гражданских правоотношений могут заключать как поименованные в законе договоры, так и нет. В связи с этим такая правовая форма вполне имеет право на существование и применение.
Высказывается также точка зрения о безвозмездном пользовании переданными объектами, которое может быть осуществлено с помощью договора ссуды. Он предполагает, что в какой-то момент времени имущество будет возвращено владельцу, а потому указанный выше запрет к таким ситуациям не применяется.
Используя ту форму отношений, организация может передать другой имущество любой стоимости, но временно. Конечно, эта форма не предполагает перехода права собственности, но в некоторых ситуациях может существенно помочь.
Выбор способа правового оформления отношений, безусловно, зависит от их характера и целей. Выбирая ту или иную форму, следует быть осторожным, поскольку вероятным итогом этих изысков может стать судебный спор с налоговыми органами.
Правовые основы безвозмездной передачи основных средств
Основы регулирования всех правоотношений заложены в Гражданском кодексе. Применительно к договору дарения следует изучать главу 32. Ссуда регламентируется 36 главой.
Налоговый кодекс устанавливает порядок уплаты НДС и ведения налогового учета.
ФЗ «О бухгалтерском учете» и различные ПБУ определяют правила отражения операции в бухучете. К ним относятся:
- ПБУ 6/01 («Основные средства»);
- ПБУ 9/99 («Доходы организации»);
- ПБУ 18/02 («Учет расчетов по налогу на прибыль организации»).
Бухгалтерский учет
Передающая организация перестает начислять амортизацию с месяца, следующего за тем, в котором она была осуществлена. Счет 01 требует открытия субсчета «выбытие основных средств». При передаче имущества по дебету отражается его восстановительная стоимость, а по кредиту – амортизация за весь период.
Проводки имеют следующий вид:
Дебет счета | Кредит счета | Основание |
01-2 | 01 | Первоначальная стоимость объекта |
02 | 01-2 | Амортизация за весь период эксплуатации |
91 | 01-2 | Выбытие |
91 | 68 | НДС |
Расходы | ||
91 | 60 (76) | Расходы |
19 | 60 (76) | НДС |
91 | 19 | Списание НДС, который не подлежит вычету |
99 | 91 | Финансовый результат |
В результате проведенных операций на счете 01 будет отражена остаточная стоимость переданного объекта, которая совместно с расходами, возникшими при передаче, относится к категории прочих расходов.
При этом остаточная стоимость подлежит учету в момент передачи, а расходы – при возникновении. Если речь идет о недвижимости, то дата учета определяется моментом подписания акта приема-передачи. Тогда же имущество следует исключать из состава основных средств.
Организации при получении также должна отразить в своем учете поступившее имущество. Стоимость имущества равна рыночной с учетом расходов, произведенных в связи с доставкой и установкой.
Применяются следующие проводки:
Дебет счета | Кредит счета | Основание |
08 | 98 | Стоимость имущества |
08 | 23,26,60,76 | Дополнительные расходы |
01 | 08 | Принятие к учету |
20,23,25 | 02 | Амортизация |
98 | 91-1 | Доход в размере амортизации |
Документы, оформляемые при передаче имущества
- Акт приема-передачи (форма ОС-1, ОС-1а);
- Договор, на основании которого происходит передача (дарения, ссуды, либо иной, не поименованный в кодексе);
- Счет-фактура на сам объект, а также на расходы, связанные с передачей (составляются отдельные документы);
- Платежки, подтверждающие оплату дополнительных расходов.
Для двух сторон эти документы будут одинаковы: они составляются в двух экземплярах. На их основании осуществляется отражение произведенных операций в бухучете.
НДС при безвозмездной передаче
Безвозмездный характер не влияет на квалификацию совершенной сделки, в связи с чем передача основных средств признается реализацией.
[box type=”download”] Налоговая база исчисляется на момент отгрузки. Существует два способа определения налоговой базы. Согласно первому способу (статья 154 п. 2НК РФ) она равна рыночной стоимости имущества с учетом акцизов, но без НДС. Второй способ предусмотрен этой же статьей, но пунктом 3. Если объект принят к учету с налогом, то база определяется как разница между рыночной и остаточной стоимостями.[/box]
Приказ Минфина в письме №03-07-11/402 от 04.10.2012 г. рекомендует определять стоимость на основании данных первичных документов, составляемых при отчуждении имущества.
При такой передаче принимающая сторона НДС не оплачивает (налогообложение отсутствует), обязанность отчислений в бюджет лежит на передающей стороне.
Полученные счета-фактуры принимающей организацией не заносятся в книгу покупок, а налог не может быть принят к вычету.
Налоговый учет сделки
Передающая сторона не может отразить стоимость имущества и расходов, связанных с ее передачей, в своем налоговом учете. Но при этом безвозмездная передача имущества влияет на показатели. Дело в постоянных разницах, возникающих между двумя видами учета, которые трансформируются в постоянные налоговые обязательства. Они увеличивают отчисления в периоде возникновения.
Принимающая сторона, по мнению законодателей, получает доход в размере стоимости полученного имущества. Относятся эти суммы ко внереализационным доходам. Исключение составляют лишь те случаи, когда поступление имущества происходит от участников организации. Ими могут быть как физические лица, так и другие организации.
Определяющий критерий – доля в капитале. Она должна быть больше 50%. При этом полученные блага не могут быть переданы третьим лицам в течение одного года.
Применяя освобождение от уплаты налога на прибыль по описанному выше критерию, можно столкнуться с ситуацией, когда налоговые органы не соглашаются с такой позицией. Объясняется это тем, что ни о какой безвозмездности между зависимыми субъектами речи идти не может. В этой точке зрения, несомненно, есть рациональное зерно.
Действительно, передача объекта нацелена на увеличение прибыли, следовательно, и дохода передающего лица. Возможный и, пожалуй, единственный способ решения конфликта – судебный.
[wpmfc_cab_ss]Таким образом, безвозмездная передача основных средств – вполне реальное мероприятие, которое при должном оформлении не вызовет у налоговых органов никаких претензий. Оформление может быть осуществлено при использовании договора дарения, ссуды либо иного, отражающего объективные взаимоотношения между субъектами. Все операции, проводимые сторонами, должны соответствовать законам и иным актам, регламентирующим соответствующие отношения.
[/wpmfc_cab_ss]
Бухгалтерский учет при безвозмездной передаче прост и не содержит особых нюансов. Внимание следует уделить моменту отражения операций: по имуществу – таким моментом будет передача, а расходы учитываются при возникновении.
При ведении налогового учета следует внимательно подходить к вопросам передачи объектов участниками принимающей организации, возможно, перед совершением сделки стоит изучить практику правоприменения в своем регионе. Это поможет запастись дополнительными аргументами в споре с налоговыми органами, если таковой возникнет.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему Email - [email protected] |