Получение доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
ДАТА ОБНОВЛЕНИЯ:
АВТОР:

Получение доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде. Общая информация

Нормативное регулирование получения доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде

 

Порядок предоставления доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (далее – реестры) в электронном виде регулируется:

– ст. ст. 6 и 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон о госрегистрации);

– Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина России от 15.01.2015 N 5н; далее – Регламент).

 

Случаи, в которых может потребоваться получение доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде

Согласно пп. 3 п. 17, п. 92 Регламента сведения из реестров в электронном виде могут предоставляться с использованием:

– интернет-технологий – путем установления доступа к разделу сайта ФНС России, содержащему сведения из реестров. Порядок получения такого доступа рассматривается в настоящем материале;

– интернет-сервиса – в виде выписки из реестров.

Информацию об использовании сервиса см. в разделе материала о получении выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

 

Получение доступа к сведениям из реестров в электронном виде может потребоваться в следующих ситуациях:

– подача искового заявления в арбитражный суд.

Вместо выписок из ЕГРЮЛ (в отношении истца и ответчика) к заявлению можно приложить распечатанные на бумажном носителе сведения, полученные путем доступа к федеральной базе данных ЕГРЮЛ. При этом факт получения сведений должен быть удостоверен подписью лица, имеющего доступ к указанной информации (пп. 2 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12);

– получение организациями и предпринимателями информации из реестров об иных организациях и индивидуальных предпринимателях (если в силу специфики деятельности доступ к такой информации необходим им постоянно).

 

Сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, к которым предоставляется доступ в электронном виде, и лица, которые могут их получить

Полный перечень сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ, приведен в п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, а сведений, которые вносятся в ЕГРИП, – в п. 2 ст. 5 данного Закона. Эти сведения являются открытыми и общедоступными, исключение составляет информация, доступ к которой ограничен (абз. 1 п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации). Следовательно, получить сведения из реестров могут любые заинтересованные лица – организации и физические лица, а также их представители (далее – заявители) (п. п. 2, 3 Регламента). Согласно форме, которая приведена в Приложении N 1 к Регламенту, запрос заполняется организацией или физическим лицом. Соответственно, индивидуальные предприниматели заполняют запрос от собственного имени и получают доступ к сведениям как физические лица.

Сведения предоставляются обо всех организациях и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных на территории РФ (абз. 1 п. 26 Регламента).

 

Сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, доступ к которым ограничен

 

Сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица (по общему правилу это паспорт): номер, дата выдачи и выдавший орган, – могут быть предоставлены исключительно госорганам, судам и органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации). Следовательно, заявители доступ к данным сведениям получить не могут. В то же время это ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц из ЕГРЮЛ (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации). Таким образом, получить информацию о паспортных данных можно путем запроса копии учредительных документов, если соответствующая информация в них включена.

Кроме того, заявители не могут получить доступ к сведениям в электронном виде о месте жительства индивидуальных предпринимателей. Такие сведения не названы в абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации среди тех, к которым ограничен доступ. Однако в абз. 1 п. 5 ст. 6 указанного Закона предусмотрен особый порядок предоставления этих сведений. Подробнее см. материал о получении выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

 

 

Орган, предоставляющий доступ к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде, и виды доступа

Орган, предоставляющий доступ к сведениям из реестров в электронном виде

Доступ к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде предоставляется уполномоченной организацией, подведомственной ФНС России (далее – уполномоченная организация) (п. п. 1, 16, 26 Регламента).

Согласно абз. 2 п. 7 Регламента данные о такой организации (адрес и контактная информация) указываются на сайте ФНС России – www.nalog.ru. В настоящее время на этом сайте в разделе “Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП” размещена информация о том, что доступ предоставляется ФНС России и ее уполномоченным территориальным органом – Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). Отметим, что эти сведения соответствуют ранее действовавшему Порядку, который был утвержден Приказом ФНС России от 31.03.2009 N ММ-7-6/[email protected]

 

Виды предоставления доступа

В Регламенте предусмотрены следующие варианты (п. 97 Регламента):

а) однократное предоставление сведений.

Доступ предоставляется к сведениям, содержащимся в реестре с начала его формирования (01.07.2002 – для ЕГРЮЛ, 01.04.2004 – ЕГРИП) по дату предоставления доступа (абз. 1 п. 98 Регламента);

б) однократное предоставление обновленных сведений (допустимо при наличии действующих атрибутов доступа (абз. 2 п. 98 Регламента));

в) абонентское обслуживание одного рабочего места.

Такой вариант означает доступ к разделу, содержащему ежедневно обновляемые сведения из реестров с начала формирования соответствующего реестра по дату обращения (п. 99 Регламента). Кроме того, данный вид доступа предоставляет возможность интеграции сведений (абз. 1 п. 101 Регламента).

 

 

Порядок получения доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде

Составление запроса на предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде

Для предоставления доступа к сведениям из реестров в электронном виде заявителю необходимо заполнить и подать запрос (абз. 1 п. 26 Регламента). Его форма приведена в Приложении N 1 к Регламенту. В запросе нужно указать:

1) наименование организации (согласно абз. 1 п. 1 ст. 54 ГК РФ в него входит указание на организационно-правовую форму) либо фамилию, имя, отчество заявителя – физического лица;

2) ОГРН, ИНН, КПП.

Заполняется только в случае, если получателем сведений является юридическое лицо;

3) данные удостоверяющего личность документа.

Заполняется только в случае, если получателем сведений является физическое лицо. Необходимо указать следующие данные: вид документа (по общему правилу – паспорт), серию и номер, когда и кем выдан документ;

4) реестр, к сведениям из которого необходим доступ.

Необходимо выбрать реестр и отметить его знаком “V”. Поскольку форма запроса предполагает приведение реквизитов нескольких платежных документов (плата взимается за доступ к сведениям из каждого реестра), можно сделать вывод о том, что разрешено указать оба реестра;

5) вид предоставления сведений из реестра.

Необходимо указать, проставив знак “V”, вид доступа:

– однократное предоставление сведений в полном объеме;

– однократное предоставление обновленных сведений.

Такой запрос можно подать при наличии у заявителя действующих атрибутов доступа (абз. 2 п. 98 Регламента). В запросе нужно привести дату, в которую ранее был направлен запрос на однократное предоставление сведений в полном объеме;

– годовое абонентское обслуживание одного рабочего места;

6) реквизиты платежного документа.

Должны быть приведены дата и номер документа, подтверждающего оплату предоставления сведений из реестров. Если запрашивается доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП, то указываются реквизиты документа об оплате за доступ к каждому реестру;

7) способ отправки ответа и контактную информацию заявителя.

Необходимо выбрать и указать один из вариантов направления уполномоченной организацией ответа:

– по почте заказным письмом;

– по электронной почте без применения средств защиты информации;

– по электронной почте с применением архивирования с паролем. В таком случае требуется указать пароль, состоящий только из латинских букв и цифр;

– по электронной почте с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.

Следует указать почтовый адрес или адрес электронной почты, на который должен быть выслан ответ, а также привести контактный телефон заявителя (с кодом города). Если способ отправки в запросе не выбран, ответ будет направлен заявителю по почте (абз. 2 пп. 3 п. 20, абз. 1 п. 112 Регламента).

Заявитель проставляет дату заполнения запроса и подписывает его. Если запрос подается от имени организации, в нем указываются должность, подписавшего лица, его фамилия, имя и отчество, проставляется оттиск печати. Следует иметь в виду, что с 7 апреля 2015 г. наличие печатей для АО и ООО не является обязательным (ст. ст. 2, 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ). Вместе с тем такие организации вправе иметь печать, сведения о наличии которой должны содержаться в уставе. ФНС России указала, что документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них (письмо ФНС России от 05.08.2015 N БС-4-17/[email protected]).

 

Оплата предоставления доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 7 Закона о госрегистрации, абз. 4, 5 п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 N 462 сведения из реестров в электронном виде предоставляются заявителям за плату, размер которой составляет:

– за однократное предоставление сведений – 50 000 руб.;

– за однократное обновление ранее предоставленных сведений – 5000 руб.;

– за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места – 150 000 руб.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ предоставление сведений из реестров в электронном виде не облагается НДС, что подтверждает и ФНС России (абз. 17 – 19 Разъяснений ФНС России от 15.03.2010).

На практике оплатить получение доступа сведений из реестров в электронном виде можно как безналичным способом, так и наличными через банк. В первом случае подтверждающим документом является платежное поручение, во втором – квитанция об оплате.

Реквизиты для заполнения платежных документов и порядок их указания приведены на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в сервисе “Доступ в ЕГРЮЛ и ЕГРИП”. Их также можно уточнить в самом уполномоченном органе, предоставляющем доступ к сведениям из реестров в электронном виде.

 

Подача запроса на предоставление доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде

Запрос на получение доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде заявитель вправе представить (направить) в уполномоченную организацию (п. п. 21, 26 Регламента):

а) в бумажном виде лично или по почте;

б) в электронном виде. При наличии технической возможности таким способом запрос может быть направлен в уполномоченную организацию непосредственно или через Единый портал госуслуг.

 

При подаче запроса через представителя полномочия последнего должны быть подтверждены документально (абз. 3 пп. 3 п. 20 Регламента), например доверенностью.

Рекомендация: при направлении такого запроса по почте целесообразно приложить к нему подтверждающий документ, а при личном обращении иметь его при себе для представления.

 

Подача других документов, необходимых для получения доступа, Регламентом не предусмотрена.

Уполномоченная организация не вправе требовать от заявителя представить документы и информацию или осуществить действия, которые не предусмотрены нормативно-правовыми актами, регулирующими предоставление доступа к сведениям из реестров в электронном виде. Кроме того, не могут быть затребованы документы и информация, которые находятся в распоряжении госорганов и организаций, органов местного самоуправления, за исключением перечисленных в ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (п. 30 Регламента).

По собственной инициативе заявитель может представить документ, подтверждающий оплату предоставления доступа (п. 28 Регламента). Если такой документ к запросу не приложен, то уполномоченная организация получает его самостоятельно путем направления межведомственного запроса в Федеральное казначейство (п. 64 Регламента).

 

На практике уполномоченная организация может попросить лицо, которое непосредственно обращается с запросом о предоставлении доступа, предъявить документ, удостоверяющий личность.

Запрос принимается уполномоченной организацией при отсутствии оснований для отказа в приеме документов (абз. 1 п. 60 Регламента), а при их наличии возвращается заявителю (абз. 1 п. 59 Регламента). В любом случае по просьбе заявителя на запросе может быть проставлена отметка о его приеме (отказе в приеме с указанием причины). При этом указываются фамилия, инициалы и должность ответственного специалиста, а также дата приема или отказа в приеме запроса. Если запрос принят, то для проставления отметки необходимо иметь его второй экземпляр (абз. 2 п. 59, абз. 1 п. 60 Регламента).

 

В каких случаях может быть отказано в принятии запроса

Для отказа в приеме запроса предусмотрены следующие основания (пп. 1 – 3 п. 31 Регламента):

1) в запросе физического лица, который представлен на бумажном носителе, отсутствует:

– фамилия, имя и отчество (при наличии);

– почтовый адрес или адрес электронной почты (если в качестве способа направления ответа на запрос указано направление по почте или электронной почте);

– подпись физического лица;

2) в запросе организации отсутствует:

– наименование организации;

– ОГРН и ИНН;

– почтовый адрес или адрес электронной почты (если в качестве способа направления ответа указано направление по почте или электронной почте);

– подпись и указание фамилии и инициалов физического лица, подписавшего запрос в бумажном виде;

3) текст запроса не поддается прочтению.

 

Предоставление доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде

Не позднее чем через пять рабочих дней после получения запроса (пп. 2 п. 18 Регламента) уполномоченная организация выдает заявителю уведомление о предоставлении сведений из реестров в электронном виде (абз. 2 пп. 3 п. 17, абз. 3 п. 93 Регламента).

Указанное уведомление содержит атрибуты доступа к разделу сайта ФНС России (абз. 2 п. 92, абз. 3 п. 93 Регламента). Срок их действия составляет один год с даты первого входа пользователя в систему, который должен быть осуществлен не позднее месяца со дня направления уведомления (абз. 1, 2 п. 96 Регламента).

Уведомление подписывается уполномоченным должностным лицом (п. 95 Регламента) и передается заявителю способом, указанным им в запросе, а если он не указан – по почте (абз. 2 пп. 3 п. 20, абз. 1 п. 112 Регламента). Если выбран способ “по электронной почте”, то заявитель получит документы по указанному в запросе адресу в виде архивного файла, содержащего скан-образ уведомления и атрибуты доступа к сведениям из реестров (абз. 3 п. 112 Регламента).

В течение срока действия атрибутов заявитель будет иметь возможность осуществить доступ к разделу неограниченное число раз. Однако, если запрос подавался на однократное предоставление сведений и обновленных сведений, их состояние будет зафиксировано для данного пользователя на дату предоставления атрибутов доступа. При абонентском обслуживании сведения в полном объеме обновляются ежедневно и соответствуют дате обращения к разделу (абз. 3 п. 98, п. 99 Регламента). Пользователь, которому предоставлен доступ, имеет возможность поиска необходимой информации в соответствии с указанным в заявке объемом сведений (п. 100 Регламента).

Абонентское обслуживание одного рабочего места включает возможность интеграции пользователем сведений из реестров, т.е. использования их в своих информационных системах (абз. 1 п. 101 Регламента). При этом заявитель получает доступ (абз. 2 п. 101 Регламента):

– к полным сведениям из реестров с даты начала формирования реестра по 1 января текущего года;

– к изменениям сведений с 1 января текущего года ежедневно на конкретную дату.

Эти сведения предоставляются в виде архивных файлов, каждый из которых содержит не более 100 файлов формата XML с данными не более чем о 20 000 организаций или индивидуальных предпринимателей. Описание файлов (их наименования и структура) размещается в сервисе “Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП” сайта ФНС России – www.nalog.ru (абз. 5, 6 п. 101 Регламента). Обработка сведений для интеграции производится программными средствами заявителя (п. 102 Регламента).

Продлить срок действия доступа к сведениям в электронном виде можно, подав новый запрос на предоставление такого доступа (абз. 3 п. 96 Регламента).

 

Отказ в предоставлении сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Доступ к сведениям из реестров в электронном виде не предоставляется при наличии информации о непоступлении платы за услугу (пп. 2 п. 33 Регламента). При этом заявителю выдается (направляется) уведомление о невозможности предоставления сведений с указанием причины и приложением документа об оплате, если он был представлен (пп. 4 п. 17, п. 94 Регламента).

Уведомление подписывается уполномоченным должностным лицом (п. 95 Регламента) и передается заявителю способом, указанным им в запросе, а если он не указан – по почте (абз. 2 пп. 3 п. 20, абз. 1 п. 112 Регламента).

Дополнительная информация о возможных действиях при отказе в предоставлении сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде либо их непредставлении в установленный срок, а также об ответственности должностных лиц налоговых органов

Если в предоставлении сведений из госреестров заявителю было отказано (при этом он уверен, что документы представлены в полном объеме и оформлены правильно) либо доступ к сведениям не был предоставлен в установленный срок, соответствующее решение можно обжаловать в судебном порядке. Обращаться следует в арбитражный суд (если доступ к сведениям из госреестров запрашивался юридическим лицом) или в суд общей юрисдикции (если заявитель – физическое лицо). Заявление будет рассматриваться в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ или гл. 22 КАС РФ соответственно. Обжаловать действие (бездействие) можно в течение трех месяцев со дня, когда организации, органу госвласти, органу местного самоуправления или физическому лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Возможен и административный порядок обжалования, установленный в гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (далее – Закон N 210-ФЗ) и разд. V Регламента. В ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ, п. 125 Регламента приведен примерный перечень тех нарушений порядка предоставления госуслуг, которые могут обжаловаться в досудебном (внесудебном) порядке. К ним относятся, в частности, нарушение срока предоставления госуслуги, отказ в ее предоставлении по основаниям, не установленным нормативно-правовыми актами, требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, или отказ в приеме документов.

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены в ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ, Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 (далее – Правила), и п. п. 126 – 134 Регламента. Жалоба подается в тот орган, который предоставляет госуслугу (ч. 1 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ, п. 2 Правил, п. 126 Регламента). В данном случае им является уполномоченная организация. Обжаловать ее решения и действия (бездействие) можно также в вышестоящем органе (п. 2 Правил). Решение ее руководителя (должностного лица) обжалуется только в вышестоящем органе. Поскольку уполномоченная организация подведомственна ФНС России, вышестоящим органом, в который можно направить жалобу, является ФНС России.

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 5 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ, п. 3 Правил, абз. 3 п. 127 Регламента.


Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему

Email - [email protected]