Строительный контроль: правовое регулирование, соотношение с понятием строительного надзора

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
ДАТА ОБНОВЛЕНИЯ:
АВТОР:

Строительство (создание зданий, строений, сооружений), реконструкция объектов капитального строительства (изменение параметров объекта капитального строительства, его частей), а также их капитальный ремонт представляют собой сложный, длительный процесс, который регулируется Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 52 ГрК РФ).

При этом необходимо отметить, что указанная правовая база регулярно изменяется.

Это касается, в частности, вопроса осуществления контроля за соблюдением норм и требований в ходе строительства.

 

Соотношение понятий «технический надзор» и «строительный контроль»

Прежде чем говорить о том, взаимосвязаны ли данные понятия по своей сути, а также о том, каким образом произошла их трансформация, необходимо обратить внимание на тот факт, что в настоящее время термин «технический надзор» на практике не применяется, а также не упоминается в действующем законодательстве.

Если обратиться к нормативной базе, то первоначально в Постановлении Госстроя СССР от 02.02.1988 N 16 «Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре» использовался термин «технический надзор заказчика-застройщика за строительством». По сфере регулирования он охватывал в том числе строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объекта капитального строительства. Основными задачами технического надзора являлись, в частности, контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов (п. 6.2 Положения).

01.01.2005 Постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70 «О строительных нормах и правилах «Организация строительства» были введены в действие СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», которые имели исключительно рекомендательный характер. В п. 6.3 указанного документа в изначальной редакции также было предусмотрено выполнение технического надзора застройщика (заказчика) за строительством.

Но в ст. 53 ГрК РФ, принятого 29.12.2004, предусмотрено выполнение строительного контроля, при этом термин «технический надзор» уже не упоминается.

В связи с чем СНиП 12-01-2004 были актуализированы, Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781 был утвержден «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004».

В п. 7.1 раздела, который называется «Контроль качества строительства. Надзор за строительством», указано, что участники строительства, а именно: лицо, осуществляющее строительство, застройщик (заказчик), проектировщик, должны осуществлять строительный контроль, предусмотренный законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Если исходить из п. 1 ст. 53 ГрК РФ, то строительный контроль проводится в следующих целях: проверка соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Отдельное положение ст. 53 ГрК РФ регулирует проведение контроля за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются соответствующие акты освидетельствования (п. 4 ст. 53 ГрК РФ).

В рамках вопроса о соотношении технического надзора и строительного контроля интересна позиция Минрегиона РФ, сформулированная в письме от 24.05.2011 N 13425-ИП/08 «О строительном контроле», в котором, в частности, указано, что в действующем законодательстве РФ о градостроительной деятельности понятие «технический надзор» отсутствует.

Таким образом, если проводить аналогии между терминами и теми функциями, которые в них заложены законодательно, то становится очевидным, что они не являются синонимами, так как полномочия лица, осуществляющего строительный контроль, значительно шире, выполняемый в рамках строительного контроля комплекс проверочных мероприятий нацелен в первую очередь на соблюдение градостроительного законодательства при осуществлении строительства в целом. Технический надзор в результате этого стал составной частью, важным структурным элементом строительного контроля.

 

Порядок осуществления строительного контроля

Как следует из п. 8 ст. 53 ГрК РФ, порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 был утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение).

Данный порядок достаточно четко регламентирован. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что в связи с изменениями, внесенными в ГрК РФ, некоторые нормы Положения, например, содержащие перечень лиц, которые проводят строительный контроль, не соответствуют ГрК РФ.

Согласно п. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится:

— лицом, осуществляющим строительство;

— застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом — в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда;

— лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации — по инициативе застройщика или технического заказчика.

Как следует из Положения, контрольные мероприятия, которые осуществляются при выполнении строительного контроля подрядчиком либо заказчиком, различны и перечислены в п. п. 5 и 6 Положения соответственно. Также нужно обратить внимание на тот факт, что контрольные мероприятия могут выполняться указанными лицами как по отдельности, так и совместно.

Порядок оформления итогов проведенных контрольных мероприятий предусмотрен п. 7 ст. 53 ГрК РФ. Замечания о недостатках выполнения работ должны быть оформлены в письменной форме.

В п. 12 Положения конкретизировано, что проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.

Выявленные недостатки подлежат обязательному устранению, о чем также составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство (п. 7 ст. 53 ГрК РФ).

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что строительный контроль представляет собой основополагающую процедуру, которая в обязательном порядке должна осуществляться в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и обеспечивать безопасность дальнейшей их эксплуатации и качественный результат работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему

Email - [email protected]