Какие земли являются государственной собственностью

Содержание:

Государственные земли

В соответствии со статьей 5 «Участники земельных отношений» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) наряду с гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями участниками земельных отношений являются Российская Федерация (РФ) и ее субъекты, которым принадлежит право государственной собственности на землю. Такие земли с полным основанием можно называть «государственными». Государственные земли ─ это земли, находящиеся в государственной собственности.

Согласно Статье 214 «Право государственной собственности» Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ) и Статье 16 «Государственная собственность на землю» ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Это, помимо всего прочего, означает, что муниципальные и государственные земли ─ совсем не одно и то же.

Право государственной собственности на землю является совокупностью юридических норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности земельных участков государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Это ─ в объективном смысле.

В субъективном смысле под правом государственной собственности на землю понимается право собственности государства, выступающего в качестве субъекта права. Субъекты государственной собственности на землю в данном случае ─ Российская Федерация (федеральные власти) и ее субъекты.

Поскольку государственный учет земель проходит этап своего становления, достаточно большой массив составляют т. н. неразграниченные государственные земли. В соответствии со Статьей 1 «Основные принципы земельного законодательства» ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю (или, точнее говоря, правовые основы и порядок ее разграничения на виды государственной собственности на землю ─ собственность Российской Федерации и собственность ее субъектов) ─ устанавливаются федеральными законами.

Государство ─ крупнейший собственник земли

Государство продолжает оставаться самым крупным собственником земли в Российской Федерации.

Государственная собственность РФ на землю возникает в нескольких случаях:

  • в результате разграничения государственной собственности на землю;
  • по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • если она признается федеральными законами (например, согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда ─ иногда говорят «земли государственного лесного фонда» ─ находятся в федеральной собственности).

Государственная форма собственности на землю зачастую оказывается эффективней частной при решении задач охраны земельных ресурсов. Так, Российская Федерация имеет в собственности земельные участки, относящиеся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (преимущественно это земли государственных природных заповедников).

Если говорить об использовании земли как средства производства или базиса для организации бизнес-процессов, мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности частной собственности на землю. Поэтому государство стремится найти и привлечь частного собственника, используя такие правовые механизмы, как продажа и аренда государственной земли.

О том, как это должно происходить, установлено в различных нормативных документах, в т. ч. соответствующих статьях ЗК РФ: Статье 30 «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 30.

1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 30.2.

«Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 34 «Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством».

Интересно, что, если имеет место продажа государственной земли, арендатор реализуемого земельного участка обладает преимущественным правом его покупки.

Полномочия государства в области земельных отношений

Российская Федерация и ее субъекты наделены широкими полномочиями в области земельных отношений. Функции государственного управления землями включают:

  • установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений (Распоряжением от 3 марта 2012 г. № 297-р Правительство РФ утвердило Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы);
  • разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;
  • определение ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
  • ограничение оборотоспособности земельных участков;
  • резервирование земель для государственных нужд Российской Федерации и изъятие земель для государственных нужд, в т. ч. путем выкупа,

а также иные полномочия, определяемые Конституцией Российской Федерации, ЗК РФ, федеральными законами.

И, разумеется, Российская Федерация осуществляет государственное управление землей ─ земельными участками, находящимися в ее собственности.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в т. ч. путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

Государство и охрана земель

Охрана земель (а именно так называется одна из глав ЗК РФ) ─ не только важнейшая экологическая, но экономическая и социальная задача, в решении которой государство должно принимать и принимает самое активное участие. Учитывая значение земли как важнейшего природного ресурса, тщательный государственный контроль за использованием земель и государственный контроль за охраной земель являются объективной необходимостью.

Обязанность государства ─ управление мониторингом земель, государственным земельным надзором, землеустройством.

Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга, представляющего систему наблюдений за состоянием земель. Его объекты ─ все земли в Российской Федерации.

Государственный земельный надзор регулируется Положением «О государственном земельном надзоре», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 и устанавливающем порядок его осуществления, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.

Важная роль в этой работе отводится должности ─ государственный инспектор по охране земель (полное название ─ государственный инспектор по использованию и охране земель).

Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а «солдатами» его «армии» ─ должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальных органов.

Государственный кадастр недвижимости

Для того чтобы эффективно распоряжаться землей и следить за тем, как с этим справляются другие, государству необходимо организовать тщательный учет земельных ресурсов. Поэтому столь важна государственная регистрация земель: как для учета всех земельных ресурсов в Государственном кадастре недвижимости (ГКН), так и государственная регистрация прав на землю и государственная регистрация сделок с землей, приводящих к возникновению, прекращению или изменению этих прав.

Сегодня в Российской Федерации ведется активная работа по формированию ГКН. Цель государственного учета земель ─ получение систематизированных данных о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель ─ информации, необходимой для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли.

Единый государственный реестр земель возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле не только как о первоисточнике материальных благ, но и объекте налогообложения. Государственный кадастр земли был в Древнем Риме еще в VI в. до н. э.

В Европе в результате филологических трансформаций (французское слово cadastre дословно означает «книга-реестр») стали употреблять выражение «государственный реестр земель». В России для описания земель в XVI в.

было создано специальное учреждение ─ Поместный приказ, ставшее общегосударственным единым центром, объединяющим межевые, кадастровые и крепостные работы.

В начале XX столетия земельные отношения в России претерпели коренные изменения. Земля была национализирована, став единой государственной собственностью и фактически перестав служить объектом налогообложения. Но поскольку государство все равно нуждалось в сведениях о земле, земельный кадастр существовал и в условиях плановой экономики.

Однако в период экономических реформ, когда земля снова стала объектом гражданского оборота и налогообложения, этот земельный кадастр, не содержавший, например, сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки, перестал отвечать требованиям времени. И на смену ему пришел новый кадастр, установленный Федеральным законом от 02.01.

Государственная собственность на землю

Право собственности на землю – это одна из основных экономических и правовых категорий в законодательстве России. Земля может принадлежать не только гражданам в частном порядке, но и государству в целом. Об особенностях госземель и пойдет речь далее в статье.

Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?

Как видно из самого названия данной категории, — это право собственности государства на земельные наделы, принадлежащее государственным и муниципальным органам.

В общем виде можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданам или организациям.

Помимо этого существует понятие земель, которые изъятые из оборота и ограничены в обороте. В связи с их особым статусом они не могут быть переданы в «частные руки», поэтому принадлежат строго государству.

Виды государственных земель

В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.

О каждом из видов собственности будет рассказано далее.

Федеральная собственность

Сюда включены следующие земли:

  • участки, на которых возведены здания (или сооружения), относящиеся к собственности федеральных органов власти и их структур;
  • земельные наделы, предоставленные госорганам и их представительствам, а также госпредприятиям, для осуществления их деятельности;
  • участки земли, которыми на постоянной основе пользуется Академиями наук и ее подразделения (это правило действует, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих порядок деятельности таких учреждений);
  • территории земли, переданные на праве аренды предприятию «Российские автомобильные дороги» уполномоченным властным органом.

Региональная собственность

Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.

Это могут быть следующие виды участков.

  • Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
  • Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
  • Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
  • Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.

Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.

Муниципальная собственность

В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.

При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:

  • на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
  • те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.

Основания возникновения государственной собственности на землю

Такие основания урегулированы статьями 17 и 18 ЗК РФ, то есть право федеральной или региональной собственности возникает:

  • в силу федерального закона;
  • в результате разграничения госсобственности на землю;
  • при совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта РФ гражданско-правовой сделки, по которой земельный надел был передан в госсобственность.

Субъекты и объекты государственной собственности на землю

u_note note_color=»#E9F8ED»]Субъекты любого права собственности, будь то частного или государственного – это соответствующие управомоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками земли.[/su_note]

К тому же, они должны обладать признаками праводееспособности.

В случае с госсобственностью субъектами являются:

  • Российская Федерация в целом;
  • каждый отдельный субъект страны.

Именно распоряжением земельными наделами занимаются государственные и региональные органы власти, которые подобными полномочиями наделены законами и другими правовыми актами.

Что касается объектов госсобственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней предусмотрены отдельные виды земель, которыми могут владеть органы власти на федеральном и региональном уровне.

Кроме того, каждый участок, являющийся объектом госсобственности, должен иметь следующие параметры:

  • Индивидуальные характеристики. Сюда включаются такие сведения, как кадастровый номер, расположение, а также определенные границы, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования.
  • Качественные характеристики земельного надела или его доли.
  • Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
  • Оборотоспособность (участок не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота).
  • Делимость, то есть участок должен иметь способность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.

Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности

Образование нового надела может быть несколькими способами:

  • объединение нескольких участков земли в один;
  • разделение одной земельной площади на несколько новых участков;
  • выделение нового земельного надела (для земель муниципалитетов).

Процедура образования нового участка земли может начаться только в связи с принятием постановления регионального или местного органа власти.

Кроме того, без проекта межевания НЕ может быть произведено образование участков:

  • из земель, относящихся к собственности организаций на некоммерческой основе;
  • земельных наделов, которыми граждане пользуются долгое время на праве пожизненного наследуемого владения (переданные по распоряжению администрации);
  • из земель, входящих в состав площадей под жилищную застройку;
  • из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.

Помимо проекта межевания необходимы и другие документы для образования нового земельного участка из госземель. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.

После проведения межевых работ и составления итогового документа, в котором отражены границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.

Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

  • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
  • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
  • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
  • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
  • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

  • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
  • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
  • Когда схема расположения надела не утверждена.
  • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты.

  1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
  2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
  3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

Право государственной собственности на землю

Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, физических и юридических лиц. При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом. Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды:

  • Собственность федерального значения – земли, принадлежащие государству РФ на праве собственности. К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные таковыми на основании федерального закона (п. 1 ст. З ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
    • земельные участки, право собственности государства РФ на которые возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены государством РФ на основании пунктов Гражданского кодекса РФ.
  • Собственность субъектов РФ – земли, принадлежащие субъектам государства РФ на праве государственной собственности (республики, края, области, автономные округа и области). К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные собственностью субъектов РФ на основании федерального законодательства;
    • земельные участки, право собственности на которые возникло в процессе разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены субъектами РФ на основании гражданского законодательства.

При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством.

Объекты права государственной собственности на землю – земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость. Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается на землях, принадлежащих государству.

Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования. По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий. Приобретатели земельных участков от государства несут круг обязанностей относительно рационального использования земель.

Пользование государственной землей является платным, уплата налога должна производиться в установленном законом объеме и сроках, также в соответствующие сроки в государственные органы предоставляется налоговая декларация по земельному участку.

Как выкупить земельный участок у государства

Земельный участок, находящийся в собственности у государства, можно выкупить, взять в аренду, а также получить бесплатно в безвозмездное пользование, если только он не является землей особого назначения (заповедник, земля, на которой расположены оборонные объекты и т.д.). Право приобретения регулируется ст. 37 Земельного кодекса РФ. Покупка земельного участка у государства имеет свое целесообразное значение и может быть необходимой:

  1. если недвижимость, переданная по наследству и расположенная на государственной земле, может быть оформлена в собственность только в случае покупки данного земельного участка у государства;
  2. если планируется индивидуальное жилищное строительство на участке, принадлежащем государству, но ранее уже использовано право на приватизацию объекта недвижимости;
  3. если ранее приватизированный земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, имеет площадь менее заявленной в документах.

Для того, чтобы произвести выкуп участка у государства в тех случаях, когда не требуется проведение торгов, необходимо подать в органы местной администрации заявление с указанием в нем точного места расположения земельного участка, его размера и площади, целевого назначения, письменное подтверждение согласия на внесение авансового платежа.

Вместе с заявлением необходимо приложить следующий пакет документов:

  • документ, подтверждающий право пользования землей;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорт);
  • документ, на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.

Поданное заявление рассматривается местными властями в течение 30 дней, затем заявителю отсылается уведомление о разрешении либо мотивированном отказе на приобретение земельного участка. В случае получения положительного решения заявителю необходимо:

  • Обратиться в местную администрацию для утверждения договора и внесения установленной суммы.
  • После утверждения договора, в присутствии нотариуса необходимо заключить договор купли-продажи, в котором определяются условия выплаты денежных средств за земельный участок.

Сроки выплаты устанавливаются по согласованию всех сторон и могут иметь отсрочку, не превышающую 10 лет.

  • Далее, в течение 30 календарных дней заявителем вносится на банковский государственный счет 50% от экспертной оценочной стоимости участка. Оставшаяся сумма выплачивается равными частями в срок не реже, чем один раз в квартал. Просрочка платежа предполагает начисление пени в размере, установленной договором.

Важно! Оформить земельный участок в частную собственность можно только после исполнения долгового обязательства в полном объеме. Процесс государственной регистрации земли в собственность может длиться до 6 месяцев.

Какие земли являются государственной собственностью?

К числу документов, определяющих правовой статус земель, собственником которых является РФ, относятся:

  • Гражданский кодекс РФ – раскрывает смысл термина “государственная собственность”.
  • Земельный кодекс РФ – основной кодифицированный источник земельного права в нашей стране. Дает определение земель, относящихся к собственности РФ.
  • ФЗ от 17.07.2001 №101 «О разграничении государственной собственности на землю» – определяет порядок проведения процедуры определения категорий госсобственности участков земли.

Собственность РФ (неважно, идет речь о РФ или отдельном регионе) на участки земли признается на правовом уровне с момента внесения записи о регистрации права собственности. Эта процедура проводится исключительно на основании следующих документов:

Судебные решения (по истечении срока на обжалование) по спорам, касающимся разграничения прав собственников на участки земли,
Акты, изданные Правительством РФ, утверждающие перечни участков земли, в отношении которых право собственности государства на землю возникает в ходе разграничения,

Основания, предусмотренные ст. 17 ЗК РФ:

  • признание действующими ФЗ принадлежности земельных участков к категории земель, принадлежащих государству,
  • приобретение РФ участков земли в соответствии с основаниями, предусмотренными ГК РФ.

Разграничение земель, чьим собственником выступает государство, производится на основании ФЗ №101 и земельного кодекса. В ходе разграничения устанавливается, принадлежность земельного участка РФ, какому-либо региону, либо конкретному муниципалитету.

Виды собственности нашего государства на участки земли:

  1. федеральная. К этому виду собственности земли могут быть отнесены на основании федерального законодательства, процедуры разграничения гос. собственности на наделы, а также приобретенные на основании сделок в соответствии с гражданским законодательством.
  2. собственность субъекта РФ.

Субъекты и объекты собственности РФ на землю

Субъект федеральной собственности – Российская Федерация. Права от ее имени реализуются посредством полномочий, делегированных государственным органам в соответствии с их статусом.

К объектам федеральной собственности причислены земли:

  • входящие в совокупность лесных угодий (лесной фонд) и/или образующие водный фонд страны,
  • являющиеся особо охраняемыми (на федеральном уровне) природными территориями,
  • приобретенные государством в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера,
  • занятые принадлежащими РФ водными объектами,
  • безопасности и оборонного значения,
  • не переданные в частное пользование земельные участки, не прошедшие процедуру разграничения собственности РФ на землю.

Субъект региональной собственности – конкретный регион РФ. Все права в этом случае реализуют уполномоченные органы гос. власти.

Объекты земельного права, принадлежащие субъектам РФ на праве собственности (признанные согласно федеральному законодательству, полученные в ходе разграничения, а также приобретенные в соответствии с ГК РФ) :

  • участки с расположенным на них имуществом, принадлежащим субъекту РФ, не предоставленные частным лицам в собственность,
  • особо охраняемые на уровне субъекта РФ территории, собственник которых – регион РФ,
  • земли лесного/водного фондов, занятые водными объектами, принадлежащими регионам РФ,
  • земли, входящие в фонд перераспределения,
  • земли, на которых размещено приватизированное имущество, принадлежащее РФ до момента перехода права собственности.

Пределы распоряжения государства земельными участками

К полномочиям государства в части распоряжения земельными участками относятся:

  • изъятие и/или резервирование участков земли для реализации потребностей РФ и/или субъектов,
  • наложение ограничений оборота земельных участков, а также прав всех категорий пользователей и собственников земельных участков.

Порядок передачи участка земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, принадлежащие государству, могут перейти в категорию муниципальной собственности на основании заявления, при условии расположения их на территории соответствующего МО.

Порядок передачи

Первоначальным этапом передачи надела в собственность МО обязательно должна быть подача в адрес исполнительного органа власти РФ, который реализует полномочия собственника имущества, соответствующего заявления.

Заявителем в этом случае выступает глава муниципального образования.

Орган исполнительной власти, получивший заявление, в течении 1 месяца обязан вынести решение о наличии возможности безвозмездной передачи в собственность МО указанного в заявлении участка. О принятом решении заявитель уведомляется письменно с приложением копии принятого решения. Помимо этого, орган, управомоченый в роли собственника, уведомляет о поступлении заявления и принятом решении единый институт развития в жилищной сфере.

В случае принятия положительного решения принимается также решение, в котором утверждается схема расположения соответствующего участка земли (при условии отсутствия проекта межевания территории).

Заявитель проводит (в случае необходимости) кадастровые работы, оплачивая их проведение за счет финансов местного бюджета.

Завершающей стадией процедуры передачи земельного участка является государственная регистрация права собственности на участок земли, перешедший к муниципалитету.

Частная и государственная собственность на землю – что нам дает закон о приватизации?

Что включает в себя право собственности на землю? Какие земли считаются государственными? Какие участки нельзя приватизировать? Как работает долевая собственность на землю? Эти вопросы регулируются многими законами и пунктами Земельного Кодекса РФ.

Рассмотрим детально важные нюансы землевладения.

Понятие и содержание права владения наделом

Право собственности на землю включает в себя владение и возможность распоряжения в соответствии с законодательством.

То есть, оформив такие права, вы стаёте полноценным владельцем недвижимости, которой вы можете распоряжаться по своему усмотрению.

Получить право собственности на вашу землю, которое предусматривает земельное право, можно разными способами – путём покупки, обмена, получения наследства, приватизации и т. д.

Это даёт не только множество дополнительных возможностей, но и накладывает ряд обязанностей. Например, вы должны платить соответствующий налог, который зависит от размера участка. А также вы должны использовать его только в соответствии с назначением в зависимости от категории, к которой он принадлежит.

Оформление собственности даёт вам полноценные полномочия владельца, включая несколько основоположных пунктов:

  • распоряжение; это даёт вам право продавать, обменивать или дарить недвижимость, какую-то её часть и расположенное на ней имущество;
  • владение; даёт вам возможность владеть недвижимостью, передавая такое же право другим лицам без продажи, обмена и т. д.; такие полномочия закрепляют участок за вами, независимо от того, используете ли вы его или нет;
  • пользование; с ними вы сможете полноценно эксплуатировать надел – сажать огород, вести хозяйство, предпринимательскую деятельность и многое другое, главное — чтобы этим вы не нарушали прав других граждан, особенно соседей, а также не приносили вред окружающей среде.

Право пользования даёт вам возможность заниматься строительством, возводить как жилые дома, так и хозяйственные постройки.

По закону понятие права собственности на такую землю позволяет извлекать из неё полезные свойства и даже некоторые ископаемые.

Единственное, что от вас требуется – использовать её по назначению, согласно категории, к которой она относится.

ВНИМАНИЕ! Право распоряжения включает в себя право предоставлять полномочия владения и пользования другим лицам: любому человеку.

В таком случае он сможет эксплуатировать надел, однако влиять на продажу или любые другие операции он не сможет.

Категории собственности

В РФ существует четыре категории прав собственности на землю – государственная, федеральная, муниципальная и частная. Каждая из них регулируется отдельными пунктами Земельного Кодекса.

Важным и запутанным пунктом является передача недвижимости из одной категории другой, например, из государственной в федеральную, а также из муниципальной в частную.

Государственная

Данный вид собственности подразумевает, что владельцем недвижимости является само государство.

Она включает всю территорию, которая не принадлежит муниципальным образованиям и частным лицам.

К ней относятся как недра, вода, животный мир, так и территория воинских частей, полигонов и других объектов Вооружённых Сил.

Федеральная

Федеральной же называют ту территорию, которая находится в распоряжении одного из субъекта федерации. К ней могут относиться те же категории участков, что и к государственной.

Нередко возникают путаница, кому должны принадлежать те или иные участки и объекты. Особенно это касается передачи государственного имущества.

СПРАВКА! Чтобы предотвратить споры и судебные разбирательства создана специальная комиссия, которая регулирует вопросы, связанные с федеральной и муниципальной землёй.

Муниципальная

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, это те земли, которые принадлежат муниципальным образованием – городам, районам и посёлкам. К ним принадлежат сооружения и наделы под ними – объекты социальной инфраструктуры, в том числе школы, больницы, общежития и т. д.

К ним также относятся дороги, парки, территория городских пляжей, площади и т. д. Кроме того, муниципальными считаются все неприватизированные наделы, которые находятся во владении граждан.

Частная

Частная собственность на землю означает, что ею владеет частное лицо, имеющее право свободно ею распоряжаться – продавать, обменивать и т. д.

Получить такие права можно на все участки, которые находятся в свободном обороте.

Кроме того, на них не должны быть наложены ограничения согласно федеральным законам.

ВНИМАНИЕ! Исключением является территория, которая считается достоянием общественности или же является стратегически важной для государства – её приватизировать не удастся.

Ваш зарегистрированный участок может иметь разное назначение. В зависимости от категории, к которой он принадлежит, вы можете заниматься сельскохозяйственной деятельностью, использовать его для предпринимательской деятельности, строительства частного жилого дома и т. д.

ВАЖНО! Бывают ситуации, которые потребуют от вас отказаться от своего участка ввиду решения суда или других обстоятельств. В таком случае ваш надел будет передан в муниципальное владение и распоряжаться им будут местные органы власти.

Какие земли нельзя приватизировать?

Вы можете приватизировать только тот участок, который находится в свободном обороте. Единственное условие для подачи заявления — он должен законно находится в вашем пользовании. Есть некоторые категории, приватизировать которые не удастся:

  • земли лесного фонда и национальные парки находятся в собственности у государства;
  • территория Вооружённых Сил;
  • территория, ставшая непригодной из-за природных катаклизмов, химических и радиационных загрязнений;
  • территория, зарезервированная для нужд муниципалитета и государства, необходимая для реализации проектов по развитию региона и т. д.

ВНИМАНИЕ! Подать заявление в суд на отказ в приватизации можно не позднее 3 месяцев.

На практике же суды редко идут против решения госорганов, особенно если дело касается территории Лесного Фонда, силовых структур и т. д.

Предлагаем посмотреть видео сюжеты о том, как правильно оформить землю в собственность и какими правами обладает законный собственник:

Давайте подытожим. Право собственности даёт владельцу возможность пользоваться, владеть и распоряжаться недвижимостью. Существует несколько категорий – государственная, федеральная, муниципальная и частная.

Государственной собственностью являются следующие земли: с природными ресурсами, недра, а также территории Вооружённых сил и других стратегических объектов. К ним также причисляются все участки, которые не находятся во владении других категорий.

Частная собственность даёт право отдельным гражданам полностью распоряжаться участком, который может иметь различное назначение. В том числе это касается общей долевой приватизации.

Но приватизировать можно лишь те участки, которые находятся в свободном обороте и не относятся к одной из «запрещённых» категорий.

 

 

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Политика конфиденциальности.
Обязательные поля отмечены*

Нажимая "Отправить комментарий" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности