Индивидуальное жилищное строительство: изменения в градостроительный кодекс в 2019г.

3 августа 2018 г. в Градостроительный кодекс РФ были внесены изменения сразу тремя федеральными законами, двумя из которых изменены практически все главы Кодекса, включая его общие положения и особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения.

В данной статье мы рассмотрим принятые изменения в части индивидуального жилищного, садового и дачного строительства, а именно ввод в эксплуатацию таких объектов и их снос.

Итак, Федеральным законом N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ N 340) были изменены многие статьи Кодекса, и в том числе приняты новые нормы об отмене получения разрешений на ввод в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного, садового и дачного строительства.

 

 

Применяемые сокращения.

Объект индивидуального жилищного, дачного и садового строительства — ИЖС.

Объект капитального строительства (синоним ИЖС) — ОКС.

Правила землепользования и застройки как документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ (в том числе городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений — ПЗЗ.

Документация по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства — документация по ПТ.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления — Уполномоченный орган.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в действующей редакции — ГрК РФ.

Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности — Уведомление о соответствии.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, — орган охраны ОКН.

Объект культурного наследия — ОКН.

Зона с особыми условиями использования территорий — охранная и защитная зона.

Градостроительный план земельного участка как документ, который обеспечивает субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, — ГПЗУ.

 

 

Выдача разрешения на ввод объекта ИЖС не требуется

Итак, последними изменениями в Градостроительный кодекс РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если для строительства или реконструкции такого объекта не требуется выдача разрешения на строительство. Однако это не означает отмену всякого согласования ввода в эксплуатацию объектов ИЖС, а, наоборот, вносит следующие изменения, которые предусматривают дополнительные согласования:

Во-первых, ФЗ N 340 предусматривает, что к объектам индивидуального жилищного строительства теперь относятся в том числе садовые и дачные дома (далее — объекты ИЖС). А это означает, что если до принятия ФЗ N 340 (прежняя редакция Градостроительного кодекса РФ) строительство садовых и дачных домов на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, вообще исключало всякое согласование с органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления), то начиная с 3 августа 2018 г. такое строительство должно пройти так называемую уведомительную процедуру ввода объекта в эксплуатацию. Следовательно, теперь все вновь строящиеся садовые и дачные дома должны соответствовать всем законодательно установленным параметрам строительства, в том числе и допустимости их размещения на земельном участке.

Во-вторых, из анализа рассматриваемых изменений следует, что разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию рассматриваемым Законом отменяется, но при этом вводится иная форма согласования — получение уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, ФЗ N 340 расширил субъектный состав лиц, которым теперь необходимо проходить процедуру ввода объекта ИЖС в эксплуатацию, и саму процедуру ввода объекта в эксплуатацию заменил с разрешительной на «уведомительную», по сути нисколько ее не упростив, а даже наоборот. Предусмотренный законом уведомительный порядок ввода объектов ИЖС в эксплуатацию не является уведомительным хотя бы потому, что в ответ на подачу уведомления об окончании строительства объекта ИЖС застройщик соответствующего участка должен непременно получить уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а не просто подать уведомление об окончании строительства, как при простом уведомительном порядке.

 

Уведомление о построенных объектах ИЖС

В случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции (далее — уведомление об окончании строительства).

Уведомление об окончании строительства должно содержать:

— сведения, которые были указаны в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта;

— сведения о параметрах построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства;

— сведения об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав на возведенные или реконструированные объекты;

— сведения о способе направления застройщику уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства необходимых сведений, предусмотренных ГрК РФ, и/или отсутствия документов, которые должны быть к нему приложены, и/или в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, и/или уведомление о планируемом строительстве таких объектов индивидуального жилищного строительства ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 ГрК РФ), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

Форма уведомления об окончании строительства объекта ИЖС, как и иные предусмотренные последними рассматриваемыми изменениями формы уведомлений, наконец-то утверждены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Приказом от 19 сентября 2018 г. N 591/пр, а зарегистрированы в Минюсте России только 27 сентября 2018 г. N 52269, собственно после этой даты и появились на официальном сайте нормативно-правовых актов в качестве утвержденных.

В форме необходимо указать следующие сведения:

1) о застройщике объекта ИЖС — физическое или юридическое лицо, его данные;

2) о земельном участке, на котором расположен построенный, реконструированный объект ИЖС (в том числе сведения о наличии прав третьих лиц на такой участок);

3) о самом объекте капитального строительства, в том числе сведения:

— о его разрешенном использовании (в соответствии с выпиской ГРН на земельный участок);

— количестве надземных этажей (здесь необходимо иметь в виду, что указание цокольного этажа может как входить в надземные этажи, так и не входить, в зависимости от того, насколько он возвышается над поверхностью земли);

— высоте объекта капитального строительства — ИЖС (при указании этого параметра необходимо учитывать предельную высоту объекта ИЖС, установленную ГрК РФ в последних изменения);

— об отступах от границ земельного участка до объекта капитального строительства (здесь нужно учитывать предельные параметры отступов, указанных в градостроительном плане земельного участка, а также реально спроектированные для конкретного объекта);

— площади застройки земельного участка (эти данные указываются при проектировании строительства объекта ИЖС или подготовке схемы планировочной организации конкретного земельного участка);

4) схематичное изображение построенного или реконструированного объекта ИЖС (такую схему может подготовить специалист, уполномоченный на выполнение работ по подготовке схем планировочной организации земельных участков).

Таким образом, для подготовки рассматриваемого уведомления, во-первых, необходимо подготовить ряд специальных вышерассмотренных документов, а во-вторых, указать в нем только необходимую и предельно точную информацию в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства, для чего придется обращаться к специалистам.

Конечно, возможно попробовать самостоятельно все подготовить и/или заполнить, но, как показывает практика, уведомления о соответствии в этом случае получить от уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа сложно.

К уведомлению об окончании строительства должны прилагаться следующие документы:

1) технический план объекта индивидуального жилищного строительства (для последующей регистрации прав на возведенный или реконструированный объект);

2) в случае, если земельный участок принадлежит двум и более гражданам, — заключенное между ними соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства (в соответствии с требованиями гражданского законодательства и правильным внесением сведений об объекте ИЖС в государственный реестр недвижимости).

Технический план объекта ИЖС могут подготовить кадастровые инженеры. Обращаться необходимо к таким кадастровым инженерам, которые официально уполномочены на проведение соответствующих кадастровых работ, их список имеется на сайте Росреестра.

На основании данных технического плана при регистрации права собственности будут вноситься сведения в государственный реестр недвижимости о построенном и/или реконструируемом объекте ИЖС.

Технический план может быть подготовлен в том числе в форме электронного документа и заверен усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Также технический план может быть помещен на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав.

Соглашение об определении долей в случае, если земельный участок под объектом ИЖС принадлежит двум и более гражданам, возможно составить в простой письменной форме в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

 

 

Рассмотрение уведомления

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства производят следующие действия.

Во-первых, проводят проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, установленным:

— правилами землепользования и застройки;

— документацией по планировке территории;

— обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами.

В случае если предельные параметры объектов капитального строительства изменены после дня поступления уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган также проводит соответствующую проверку указанных в уведомлении об окончании строительства параметров объекта ИЖС вышеуказанным предельным параметрам разрешенного строительства.

В случае если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, органом осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объектов указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.

Во-вторых, проверяет путем осмотра возведенного или реконструированного объекта соответствие его внешнего облика описанию внешнего вида ИЖС, который является приложением к уведомлению о планируемом строительстве при условии, что застройщику не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости его размещения на земельном участке по основанию:

— от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта ИЖС предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям ОКС, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения;

— или от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта ИЖС в границах исторического поселения федерального или регионального значения.

В-третьих, проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве.

В-четвертых, проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

В-пятых, направляет застройщику уведомление:

— о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности;

— несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

 

 

Уведомление о несоответствии

Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в случаях, если:

1) в результате проведенной проверки уполномоченным на выдачу разрешения органом выявлено несоответствие параметров объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ОКС), установленным правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), документацией по планировке территории (документацией по ПТ) или обязательным требованиям к параметрам ОКС, установленным ГрК и другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта ИЖС не соответствует описанию внешнего облика такого объекта:

— являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве;

— типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

— застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости его размещения на земельном участке по основанию, что от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта ИЖС предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям ОКС, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, в случае строительства или реконструкции объекта в границах такой зоны;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного ОКС не соответствует виду разрешенного использования объекта ИЖС, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта ИЖС не допускается в соответствии с ограничениями, которые установлены земельным и иным законодательством РФ на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции ОКС, и такой объект не введен в эксплуатацию.

Копия уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется также в следующие органы государственной власти:

1) в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора в случае, если застройщику направлено уведомление о несоответствии по основанию, предусмотренному пунктами 1 или 2 части 20 статьи 55 ГрК РФ;

2) в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны ОКН в случае, если застройщику направлено уведомление о несоответствии по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 20 статьи 55 ГрК РФ;

3) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора, орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальным земельный контроль в случае, если застройщику направлено уведомление о несоответствии по основанию, предусмотренному пунктами 3 или 4 части 20 статьи 55 ГрК РФ.

 

 

Снос объекта капитального строительства

Рассматриваемый ФЗ N 340 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел понятие сноса ОКС — это ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Снос ОКС осуществляется на основании:

— решения собственника объекта;

— решения застройщика объекта;

— решения суда или органа местного самоуправления.

Подготовка проекта организации работ по сносу объектов ИЖС не требуется. В этом случае застройщик самостоятельно может обеспечить подготовку такого проекта организации работ по сносу ОКС.

Вообще застройщику нужно иметь в виду, что подготовка проекта организации работ по сносу осуществляется на основании обследования объекта в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

Снос объекта ИЖС осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу только после отключения такого объекта от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями его отключения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Условия отключения объекта ИЖС от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию таких сетей, без взимания платы в течение не более чем десяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче подобных условий. Отключение объекта ИЖС от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, который подписывается организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством РФ.

В процессе сноса объекта ИЖС должны приниматься меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде, а также должно предусматриваться устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляться мероприятия по утилизации строительного мусора.

Лицом, осуществляющим снос объекта ИЖС (далее — лицо, осуществляющее снос), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на осуществление сноса. Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.

Выполнение работ по сносу объектов ИЖС по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (в нашем случае это может быть собственник-застройщик). По общему правилу работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, однако объекты ИЖС являются здесь исключением и такое членство необязательно.

 

 

Уведомление о сносе и завершении сноса

В целях сноса объекта ИЖС застройщик подает в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта или через многофункциональный центр уведомление о планируемом сносе не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по такому сносу. Указанное уведомление должно содержать в том числе следующие сведения:

1) данные застройщика;

2) кадастровый номер земельного участка, его адрес;

3) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

4) сведения о праве застройщика на сам объект ИЖС, подлежащий сносу, а также сведения о наличии прав иных лиц на такой объект (при наличии таких лиц).

Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта ИЖС, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия вышеуказанных документов, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.

Застройщик не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта ИЖС подает в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект, в том числе через многофункциональный центр, уведомление о завершении сноса объекта ИЖС.

Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о завершении сноса объекта ИЖС, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления обеспечивает его размещение в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.

 

 

Снос в зоне с особыми условиями использования территорий

Зона с особыми условиями использования территорий определяется законодательством как охранная, санитарно-защитная зона, зона охраны или защитная зона объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее — объекты культурного наследия), водоохранная зона, зона санитарной охраны, зона охраняемого объекта, приаэродромная территория и иная зона, устанавливаемая в соответствии с законодательством РФ.

Самыми распространенными охранными и защитными зонами, с которыми встречаются застройщики объектов ИЖС, являются следующие зоны:

— придорожные, железнодорожные и приаэродромные территории;

— трубопроводные зоны (газопровод, водопровод, водоотведение);

— линии электропередачи, телефонные линии;

— зоны многоэтажной застройки.

Виды охранных и защитных зон определяются Земельным кодексом РФ, устанавливаются такие зоны в документах территориального планирования административно-территориальных единиц (например, город, сельский округ, субъект РФ, далее — АТЕ), генеральных планах, в правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории АТЕ.

Документом, в котором определены все возможные охранные и защитные зоны применительно к конкретному земельному участку, является Градостроительный план земельного участка. Только нужно иметь в виду, что в сведения ГПЗУ тоже периодически вносятся изменения, это связано с вновь устанавливаемыми охранными и защитными зонами, изменениями в вышеперечисленные документы территориального планирования (Генпланы, ПЗЗ), поэтому неправильно руководствоваться, в том числе при сносе объекта, ранее полученным ГПЗУ.

Объект ИЖС, расположенный в границах зоны с особыми условиями использования территории, подлежит сносу или приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах такой зоны, только в случае, если режим указанной зоны не допускает размещения такого объекта.

В случае сноса объекта ИЖС (за исключением ОКС, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями) или его приведения в соответствие с ограничениями использования земельного участка, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется на основании решения собственника объекта ИЖС самостоятельно либо на основании соглашения о возмещении убытков, которые причинены ограничением его прав в связи с установлением такой зоны с особыми условиями использования территории.

Указанное соглашение о возмещении убытков заключается собственником объекта ИЖС:

— с правообладателем здания или сооружения, в связи с размещением которого установлена такая зона;

— в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемого строительства или реконструкции здания или сооружения с застройщиком;

— при отсутствии указанных правообладателя или застройщика или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением здания или сооружения, с органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

В случае недостижения соглашения о возмещении убытков снос такого объекта капитального строительства или его приведение в соответствие осуществляется исключительно на основании решения суда.

 

 

Переходный период последних изменений

Конечно, для перехода на новый порядок согласования ввода в эксплуатацию объектов ИЖС законодатель предусмотрел переходный период. В соответствии со ст. 16 ФЗ N 340 в случае, если заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС подано до 3 августа 2018 года, а также разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 3 августа 2018 года, то получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании полученного разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости. Об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик уведомляет уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство такого объекта. Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 55 ГрК РФ о выдаче разрешения на ввод (в редакции измененного Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия такого объекта требованиям разрешения на строительство.

Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до 3 августа 2018 года начато строительство или реконструкция жилого объекта, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого объекта. В этом случае будет применяться порядок, предусмотренный положениями статьи 51.1 ГрК РФ о подаче уведомления о планируемом строительстве или реконструкции, а также положениями статьи 55 ГрК РФ о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в редакции измененного Федерального закона). В таком случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Еще раз обращаем внимание, что в случае, если до 3 августа 2018 года начаты работы по сносу объекта ИЖС, не связанные со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства на месте снесенного объекта, разработка проекта организации работ по сносу объекта и направление уведомления о начале таких работ по сносу объекта ИЖС не требуются.

 

 

Текущие пробелы

На первый взгляд и, как указывают некоторые авторы, «строить жилье станет проще», да и, скорее всего, именно такую цель и преследовал законодатель, вводя так называемый уведомительный порядок строительства жилых домов на земельных участках индивидуального жилищного строительства, дачных и садовых землях. Только в настоящий момент, разбирая внесенные изменения в ГрК РФ и применяя их в практической деятельности, убеждаешься, что вновь принятый «уведомительный порядок» по своим основным составляющим особо не отличается от процедуры получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, действовавшей до принятия ФЗ N 340. Что касается положений главы Кодекса о сносе объектов капитального строительства, так она и вовсе была введена измененным ФЗ N 340 и установила совсем новый порядок для таких работ.

Возможно в дальнейшем, когда процедура будет предельно определена регламентом работы органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, согласование будет иметь действительно более простой порядок по сравнению с прежним вводом объекта в эксплуатацию.

На текущий момент практическая ситуация с получением рассмотренных уведомлений, в том числе о соответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, имеет следующие неопределенности.

1. Не определен уполномоченный на согласование уведомлений федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В период с начала вступления в силу рассматриваемого Закона и до 10-х чисел сентября 2018 года в некоторых регионах таким уполномоченным органом был орган местного самоуправления, однако далее было принято решение о передаче указанных полномочий на согласование рассматриваемых уведомлений в администрации районов муниципального образования (внутригородские округа города).

Принятие такого решения является не совсем соответствующим Градостроительному кодексу РФ, поскольку он четко определяет круг уполномоченных органов, которые вправе принимать вышеуказанные решения о соответствии либо несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, и этот круг заканчивается на органе местного самоуправления, а именно городе в лице департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования, и нижестоящий уровень административных органов, которые вправе принимать вышеуказанные решения, Кодексом не указан.

Также ГрК РФ определяет, что заявитель вправе подать рассмотренные уведомления в том числе через многофункциональный центр, однако до настоящего времени МФЦ не уполномочены принимать такие уведомления от застройщиков, поскольку с ними не заключены соответствующие соглашения о предоставлении такой услуги.

2. Рассматриваемыми изменениями в ГрК РФ предусмотрен порядок межведомственного взаимодействия с целью предоставления необходимых документов и информации из соответствующих органов для качественного и быстрого рассмотрения подаваемых застройщиками ИЖС уведомлений. Однако на местах при подаче документов в соответствии с требованиями действующего закона получается, что при отсутствии дополнительных документов и информации, которые находятся у других органов, застройщику будет подготовлено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

3. В качестве результата предусмотренного изменениями достаточно короткого срока для подготовки согласования уполномоченный орган готовит уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности в стандартной форме без каких-либо пояснений, что, конечно, нарушает принятый порядок такого согласования и вынуждает застройщиков к неоднократным обращениям за дополнительными разъяснениями причин получения «отрицательных ответов».

Во-первых, вновь принятая процедура «уведомительного согласования» ввода в эксплуатацию объектов ИЖС не упрощает прежний порядок получения разрешения на ввод для таких объектов строительства, а для сноса таких объектов, наоборот, вводит новую процедуру.

Таким образом, застройщикам ИЖС остается надеяться на скорое решение существующих пробелов в процедуре вновь установленного «уведомительного согласования» ввода их в эксплуатацию.

 

Материал подготовлен на основе статьи www.top-personal.ru

 

 

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Политика конфиденциальности.
Обязательные поля отмечены*

Нажимая "Отправить комментарий" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности