Как заказчикам по Закону N 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок

Мониторингом закупок всех без исключения заказчиков занимается Минфин России. Он проводится по данным из ЕИС, а также данным, поступающим от Казначейства и ФАС России. Заказчику при этом ничего делать не нужно, мониторинг проводится без его участия.

Аудит проводят Счетная палата РФ и региональные контрольно-счетные органы, он заключается в оценке закупочной деятельности конкретного заказчика от этапа планирования до результатов исполнения контракта. Проверяют все: законность, обоснованность, целесообразность, эффективность. Предоставляйте всю информацию по запросам аудиторов, отчитывайтесь по вынесенным представлениям и исполняйте предписания.

 

 

Как заказчики проходят мониторинг закупок

Для того чтобы пройти мониторинг закупок, заказчику ничего предпринимать не нужно: орган мониторинга — Минфин России — самостоятельно собирает, обобщает, систематизирует и оценивает информацию о закупках. Мониторинг ведется в отношении всех заказчиков по Правилам, утвержденным Правительством РФ. Цель мониторинга — оценить степень достижения целей закупок, их обоснованности, разработать меры совершенствования регулирования контрактной системы (ч. 2 ст. 97 Закона N 44-ФЗ).

Мониторингу подлежит информация, содержащаяся в ЕИС (ч. 3, 4 ст. 97 Закона N 44-ФЗ). Необходимая информация о закрытых процедурах определения поставщика поступает в орган мониторинга благодаря взаимодействию с Казначейством и ФАС России (п. 7 Правил).

Итог мониторинга — сводный аналитический отчет — публикуется на сайте ЕИС в разделе «Мониторинг и отчетность» (ч. 5 — 7 ст. 97 Закона N 44-ФЗ).

Кроме Минфина России, мониторинг на региональном уровне могут вести органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления на основании актов, принятых в их регионе (ч. 8 ст. 97 Закона N 44-ФЗ).

 

 

Как заказчику пройти аудит в сфере закупок

Аудит в сфере закупок — разновидность внешнего государственного аудита, в ходе его могут быть проведены как экспертно-аналитические мероприятия, участие заказчика в которых минимально (например, анализ имеющейся информации), так и контрольные мероприятия, которые могут включать в себя выездные проверки и ревизии (ч. 12 ст. 14, ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 6-ФЗ, ч. 3 ст. 98 Закона N 44-ФЗ).

При подготовке к аналитическим либо контрольным мероприятиям аудиторы анализируют размещенную заказчиком в ЕИС информацию, но, кроме того, могут направлять заказчику запросы. Реагировать на поступившие запросы вы обязаны, исполняя их в указанные должностными лицами сроки (ст. 25 Закона N 41-ФЗ, ст. 13 Закона N 6-ФЗ). Отказ или несвоевременное предоставление либо предоставление неполной информации могут повлечь ответственность, вплоть до уголовной (ст. 19.7 КоАП РФ, ст. 287 УК РФ).

Счетная палата проводит аудит на основании установленных правил — это Стандарт СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг», Стандарт СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», Стандарт СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий» (п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона N 41-ФЗ).

Учитывайте, что аудит в сфере закупок может быть проведен Счетной палатой как в виде отдельного мероприятия, так и в рамках другой проводимой в отношении вас проверки (разд. 4 Стандарта СГА 302). Проверять могут как все закупки, так и определенную группу закупок, например за определенный период или определенных товаров.

Аудит затрагивает все этапы закупочной деятельности: от планирования до результатов исполнения контракта (ч. 3 ст. 98 Закона N 44-ФЗ). Анализируется система организации закупок в целом, а также эффективность расходов на основании фактического использования результатов исполнения контрактов.

По итогам аудиторы подготовят отчет, в котором среди прочего вы найдете сведения о причинах выявленных отклонений, нарушений и недостатков, а также предложения, направленные на их устранение.

Если будут выявлены нарушения, требующие безотлагательного пресечения, с отчетом вы также получите представление (разд. 7.3 Стандарта СГА 101) с конкретными требованиями о принятии мер (ч. 1 ст. 26 Закона N 41-ФЗ). Выполняйте требования по представлению в указанный в нем срок, а если срок не указан — в течение 30 дней с момента получения представления. О принятых мерах отчитайтесь (ч. 4, 5 ст. 26 Закона N 41-ФЗ, разд. 4.3 Стандарта СГА 302).

Если не выполните указания представления, Счетная палата может выдать предписание, за невыполнением или ненадлежащим выполнением которого, в свою очередь, может последовать приостановление всех видов операций по счетам заказчика (ч. 4 ст. 27 Закона N 41-ФЗ).

Некоторые суды могут посчитать, что у аудиторов в сфере закупок нет полномочий выдавать обязательные для исполнения предписания (см., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.07.2018 по делу N А31-12297/2017). Однако рекомендуем исполнять выданные в ходе аудита законные предписания, так как такие полномочия контрольно-счетных органов прямо предусмотрены Законом N 41-ФЗ и Законом N 6-ФЗ.

 

На уровне субъектов и муниципальных образований соответствующие контрольно-счетные органы также проводят аудит в сфере закупок на основании своих утвержденных стандартов (ч. 1 ст. 98 Закона N 44-ФЗ, ст. 11 Закона N 6-ФЗ).

Информация о результатах деятельности органов аудита в сфере закупок размещается органами аудита всех уровней в ЕИС в разделе «Контроль и аудит» (ч. 4 ст. 98 Закона N 44-ФЗ).

 

 


Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Или позвоните нам по телефонам: